Art--Express

ИЗЛОВИТЬ ВРЕМЯ?

- Господин комиссар полиции, они опять убежали!

- Кто?

- Часы, минуты, секунды… Стоит на мгновение оставить их без присмотра, и все — след простыл…

- Немедленно схватить и посадить под замок! Мы должны полностью контролировать негодяев!

ОБВИНЯЕМЫЙ, ВСТАНЬТЕ!

Вот незадача: за временем гоняются все, да только мало кому удается его поймать.

Разве что очень счастливые или влюбленные могут уговорить часы ненадолго остановиться…

Но отчего такое рвение? Неужто отсутствие контроля над тем, что априори невозможно контролировать, способно нанести какой-то ущерб?

Не «какой-то», а ПРЕОГРОМНЫЙ!!!


Время — очень ценный ресурс и расходовать его нужно с умом.

В отличие от денег, время невозможно сохранить, положив на депозит или в банковский сейф. Однако, используя его более разумно, можно существенно увеличить его ценность.


У времени нет лимитов — лимиты ему задаем мы. Именно из-за этого оно становится таким драгоценным.

Вот поэтому мы переживаем из-за времени, потраченного на глупости или вовсе потерянного.


Потерянное время провоцирует стресс, что ведет к болезням.

Плюс чувство вины из-за упущенных возможностей.

Есть, вдобавок, и финансовые последствия: в коммерческих договорах любое опоздание чревато штрафами.

А вы еще спрашиваете, для чего управлять временем…


Это совершенно необходимо, если…

… вы тратите свою жизнь на бесполезные мелочи.
… наоборот, дела очень важные, но их слишком много.
… вас постоянно мучают страхи и беспокойство за будущее.
… вы давно забыли о том, что такое романтические свидания, шоппинг, театры, концерты и выставки, забота о себе, спокойное общение с друзьями, детьми, родителями…


Короче, в категорию охотников за временем попадает практически каждый.

И это вполне естественно, ведь, на поверку, речь идет об управлении всей жизнью.


Хотите поуправлять?

Тогда предупреждаем: перемена жизни — задача крайне сложная. Она отнимает много сил.

Чтобы добиться успеха нужна очень серьезная мотивация.


Не затевайте перестройку в те периоды, когда у вас и так полно проблем — дождитесь более спокойного момента.

А уж если начали, идите до конца.

Хотя в начале будет много сомнений, ведь первые результаты можно заметить лишь через несколько месяцев.


Обидно? Еще как!

Потому, в минуты усталости надо представлять себе успешное и счастливое будущее, которое наступит, когда вы освоите навыки оптимизации.

А для этого желательно знать, каковы ваши цели, и какую цену имеет ваше время…

ДАЙТЕ МНЕ КИЛОГРАММ БУДИЛЬНИКОВ…

Часы и минуты не продаются вразвес, однако любой из нас придает значение мгновениям своей жизни.

Поэтому мы взвешиваем, сколько времени хотим потратить на каждое дело.


Кроме того, говорят: «Время — деньги».

Значит, речь идет еще и об инвестициях: недаром же мы рассчитываем, какую пользу или удовольствие принесут наши действия.

Удовольствие может доставлять как сам процесс (прогулка, вкусный обед, общение с друзьями…), так и его последствия (работа за хорошее вознаграждение, благодаря которому реально позволить себе вкусные обеды, прогулки и общение с друзьями).

В последнем случае речь идет об отложенном удовольствии.


А еще, значимость минут зависит от обстоятельств.

В этом смысле, время — как вода: сама по себе она цены не имеет, но в пустыне вы с готовностью отдадите полцарства даже за маленький глоток.


Однако наиболее точный способ оценки времени заключается в том, чтобы определить, насколько то или иное дело соответствует нашим жизненным целям.

Цели бывают профессиональными и личными. Профессиональные считаются срочными, зато личные — гораздо важнее.


Как понять, какие у вас цели? Просто задумайтесь, чего, в самом-то деле, вы хотите добиться в жизни.

Кем вы мечтали стать в детстве? Актуальна ли эта мечта? Почему да? Почему нет?

Какое впечатление о себе вы хотели бы создать у окружающих? Почему? Как этого добиться?

Какую память оставите потомкам?


С возрастом цели меняются. Это нормально: жизненные планы надо пересматривать хотя бы раз в год.

Не цепляйтесь за прошлое: сосредоточьтесь на том, что значимо для вас именно сейчас.


Составьте иерархию целей: от наиболее важных до самых мелких.

Отметьте, для достижения каких целей у вас есть ресурсы, а какие задачи требуют покупки материала или подготовительной работы.

Как со временем? На какие цели вы готовы его тратить, а на какие — нет?


А что думает по поводу ваших планов супруг? Родители согласятся? Дети не будут возражать?

Не возникнет ли конфликтов с друзьями, соседями или коллегами?

Когда окружение — против, желания будет очень трудно осуществить.


Затем нужно учесть все предыдущие аргументы и определить, какие цели — самые реальные.

Для каждой из них следует установить дату реализации и составить план действий.

Если целей — несколько, планы придется скомбинировать таким образом, чтобы избегать периодов перегрузки, когда вы должны гнаться сразу за десятью зайцами.

Такой подход позволит и мечты реализовать, и время расходовать максимально разумно.


Итак, глобальные цели ясны. Теперь будет проще разобраться с рутиной.

Важно, чтобы мелкие, повседневные дела соответствовали жизненным ценностям, иначе очень много сил будет уходить на внутренние конфликты, бесконечные самообвинения и попытки оправдаться.

Просто вычеркните из своего графики все то, что явно не для вас — экономия времени уже будет очень существенной.


Но это — только начало оптимизации.

Для хорошего результата желательно провести полную диагностику временных затрат.

Как именно? Выберите две спокойные недели, когда нет срочных или трудных дел.

С точностью до десяти минут, записывайте все виды активности (не только работу, но и сон, гигиену, прием пищи, дорогу, покупки, просмотр телевизора или соцсетей…).


Отмечайте, сколько времени вы тратите на каждое дело.

Сравните реальность и то, что вы хотели получить: какие задачи требуют больше затрат, чем вы думали? Какие меньше?

Можно ли сократить время, потраченное на некоторые дела? Как именно? Принесет ли это пользу?


Классифицируйте занятия по степени важности, интереса, удовольствия, которое они приносят.

Заметьте, что важность дел неодинакова в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Учтите это в своей классификации.


А теперь переходим к практике. Составьте план на завтра.

Отныне каждое дело будет оцениваться в цифрах:

- важное и срочное — 100;
- важное, но не срочное — 50;
- срочное, но не важное — 10;
- не важное и не срочное — 1.

Сначала следует выполнять самые весомые задачи, потом — менее весомые.

Те, что «весят» всего единицу — только если останется время.


Как просто!

Но что же назавтра?

Не реализована и половина задуманного?

Караул! Кажется, вы стали жертвой похитителей времени!

ОГРАБЛЕНИЕ ВЕКА

«Он украл у меня целый час!» - разве вам не приходилось, хотя бы однажды, произносить эту фразу.

И что характерно, в проблемах всегда виноваты другие.

Но так ли это на самом деле?

Мы часто думаем, что похитители времени — это внешние факторы, которые от нас никак не зависят. А на практике большинство из них — наши собственные вредные привычки:


Вот далеко не полный список:

- отсутствие четкого плана работы;
- неумение правильно ставить цели;
- слишком много взятых на себя обязательств;
- неумение говорить «нет», неспособность запретить детям, родителям, коллегам и начальству беспокоить вас, когда вы заняты решением серьезной проблемы;
- нереальные планы: слишком много назначенных встреч;
- бессмысленные банкеты, фуршеты и прочие «деловые» перекусы (лишние килограммы и потраченное впустую время);
- слишком медленное выполнение бюрократических формальностей (неизбежно, но следовало предусмотреть больше времени);
- импровизированные походы за покупками (да к тому же без списка нужных товаров);
- неожиданная уборка дома, перестановка мебели, ремонт… (все это, конечно, важно, однако такие мероприятия следует заранее планировать);
- поломка и ремонт техники (хорошо бы иметь что-то на замену, дабы не бежать срочно в магазин);
- неумение пользоваться той или иной компьютерной программой (с опытом вы, конечно, начнете работать быстрее, но вначале необходимо предусмотреть период обучения);
- беспорядок на рабочем столе;
- отсутствие контроля проделанной работы…


Разумеется, существуют и внешние похитители времени, вроде чрезмерной формализации деятельности компании, отсутствия реального, человеческого общения между сотрудниками или некомпетентности начальства, однако одолеть эти проблемы мы не в силах.

Разве что сменить работу?

Если это — не вариант, придется научиться отличать, что именно зависит от вас, а что — нет.

И прилагать усилия только в тех направлениях, где вы реально можете что-то изменить.


Только можете ли?

Давайте проверим.

Ответьте на несколько вопросов.


Привыкли ли вы начинать с приятных дел вместо того, чтобы концентрироваться на важных, пусть и не таких интересных?

Предпочитаете ли то, что можно сделать быстро, а не то, что требует затрат времени?

Выбираете ли, в первую очередь, легкие, а не трудные проблемы?

Боитесь ли выходить из зоны комфорта? Решаете ли только стандартные задачи, а не новые, требующее обучения?

Выполняете ли сначала срочные дела, а уже потом — важные?

Занимаетесь ли тем, чего требуют другие, а не тем, что выбрали сами?

Сваливаете ли ответственность на начальство? Предпочитаете ли бездумно подчиняться приказам вместо того, чтобы размышлять и принимать решения?


Если какой-то из этих пунктов для вас — не проблема, то это уже не слабость, а сила.

А раз так, значит, вы вполне способны освободить время.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ?

Тот, кто пытается посадить время в тюрьму, сам оказывается за решеткой: в плену несбыточных желаний и невыполнимых обязательств.

Так не пора ли объявить амнистию?

Сделать это намного проще, чем кажется.

Надо всего лишь научиться составлять реальные, осуществимые планы.


Не заполняйте свой график больше, чем на половину.

Да-да, хороший план дня всегда содержит свободные периоды, которые можно использовать в экстренных случаях.


Убедитесь, что цель достижима и действительно важна для вас, чтобы не тратить силы зря.

Расставляйте приоритеты: уделяйте минимум времени задачам, приносящим мало пользы и максимум — тем, решение которых наиболее продуктивно.

Лучше всего — предусмотреть работу над одним-двумя действительно важными проектами, а остальное — по обстоятельствам.


Определяйте лимит времени для решения каждой задачи. Если лимитов нет, проблема может длиться бесконечно.

В плане вообще не должно быть проектов, сроки реализации которых не обозначены: такие затеи совершенно не важны.


Помните, что даже с самым мерзким делом проще покончить за один раз, чем делить его на мелкие кусочки.

Не откладывайте противные обязанности надолго: если безобразие тянется больше двух дней, примите решение все сделать завтра же, в самом начале дня. И сделайте.

Вы потратите совсем чуть-чуть энергии на эту работу, да к тому же перестанете беспокоиться — а значит, освободите время, которое отнимает стресс.

Еще один плюс — гордость оттого, что вы смогли справиться с такой сложной проблемой.


Некоторые занятия требуют гораздо больше времени, чем кажется. Прежде всего, это касается нестандартных задач, неожиданно свалившихся на вас трудностей, всего, в чем у вас недостаточно опыта.

Когда нет привычки, автоматизма, долго копаться, разбираясь в элементарных вопросах, — совершенно естественно. Таким делам надо отводить много места в графике дня.

Если справитесь быстрее, сможете заняться чем-то более приятным. А заодно узнаете, каких именно временных затрат требует данная задача.


Невероятное количество времени пожирают телефонные звонки, просмотр почты, социальных сетей и разного рода бюрократические формальности.

Если все это входит в ваши служебные обязанности, адаптируйте свой график.


Учитывайте биоритмы — осуществляйте самое важное именно тогда, когда вы в хорошей форме.

Если вы «жаворонок», назначайте больше дел на утро. Если сова — предпочитайте послеобеденное время.

Приближаются «критические дни»? Подхватили простуду? Под благовидным предлогом откажитесь от участия в мероприятиях, в ходе которых вы можете предстать в не очень презентабельном виде.


Планируйте отдых или перемену видов деятельности.

Если полностью отвлечься — нереально, хотя бы вставайте периодически, чтобы сделать несколько упражнений и чуть-чуть пройтись.

Хорошая альтернатива — мытье посуды или другая домашняя работа, отнимающая не слишком много сил, но требующая переключения внимания.


Планируйте также время для составления плана — в самом начале дня.

Эти минуты, потраченные на спокойное размышление — не пустая трата.

Опыт показывает, что люди, которые тщательно обдумывают предстоящие задачи, решают их гораздо быстрее.


В конце дня — анализ проделанного и примерный план на завтра.

Контролируя, отмечайте не только ошибки, но еще и достигнутые успехи.

Фиксируйте, насколько вы приблизились к достижению главных целей жизни.


Делайте себе подарки в награду за наиболее важные победы, устраивайте праздники.

Так же — и после решения самых неприятных проблем.

Предусмотрите в своем графике время для таких торжеств — встреч с друзьями, сеансов красоты или шоппинга.


Выходит, в ваших трудностях время совсем не виновато.

Так за что же его судить?


Нет, время надо понимать, уважать и даже любить.

Тогда гоняться за ним будет ни к чему.


Вот попробуйте.

Наведите порядок в своей жизни, определитесь с целями, составьте реальные планы на год, месяц, неделю, день.

А потом назначьте времени свидание.


Очень может быть, что время придет.

У времени найдется для вас свободная минутка…