Art--Express

БОРОДА, КУДРИ И ВОЛОСАТЫЕ ЛАПЫ

- Сегодня пойдем на модную выставку.
- То есть, будем смотреть платья?
- Нет.
- Обувь что ли?
- И не обувь.
- Тогда, наверное, украшения?
- Бриллианты тут тоже ни при чем.


Что же за экспозиция такая?

О каком модном аксессуаре идет речь?

Без волосатой лапы в мире красивостей эту головоломку не решить.

Обратимся за помощью в Музей декоративного искусства.

Вот, кстати, и вывеска: «МОХНАТОСТИ».



Как отличить человека он нечеловека?

Еще одна загадка…

В самом деле, внешних признаков, по которым можно опознать существо, считающее себя венцом творения, не так уж много.

Четыре конечности и голова? Так это у всех есть.

Прямохождение? На это и некоторые животные способны.

Высокий интеллект? Умение общаться? Но что мы знаем о социальной и духовной жизни «братьев меньших»?

А вот парикмахерское искусство — это да: ни постричь себя, ни побрить животные при всем желании не могут.


Похоже, люди поняли это довольно рано: стремление выделиться из звериной среды стало движущей силой человеческой культуры на протяжении многих веков.

Сильнее всего различие между людьми и животными заметно у древних греков и римлян.

Посмотрите на античные статуи: тела идеально гладкие, ни малейшего намека на растительность ни под мышками, ни на лобке, ни даже на груди.

Волосы есть только на голове, и они безупречно причесаны.

Не исключено, что римские плебеи выглядели чуточку иначе. Но ведь плебеев приравнивали к скоту.

А знатные, богатые граждане и, уж тем более, гражданки не могли позволить себе появиться в обществе с растрепанной головой.


Средневековье облегчило участь женщин, предписав им носить платок.

И это понятно: дамы скучали в одиночестве рыцарских замков, где оценить их прическу было просто некому.

Но в эпоху Возрождения, когда домашнее заточение сменилось балами и светскими приемами, волосы опять становятся признаком социального статуса.

Чем он выше, тем сложнее прическа.

На фоне невероятных изобретений парикмахеров той поры изыски римлян кажутся слишком простыми, примитивными.


А вот у мужчин культура ухода за волосами развивалась по другому сценарию.

В какой-то момент представители сильного пола осознали: сходство с животными может быть очень даже выгодным.

Шерсть — символ агрессии, силы, напора.

Очень актуально в период войны.

Вам приходилось рассматривать портреты средневековых монархов? Тогда припомните: почти все они носят пышную бороду.

Это знак эпохи бесконечных междоусобных конфликтов.

Кстати, и в наши дни многие вояки предпочитают не бриться: на фронте условия для этого совсем не подходящие.


Когда войны стали не такими частыми и не столь кровавыми, крошечные королевства объединились, сформировав большие страны, и пришло время относительной стабильности, изменилась и форма бороды.

Растительность на лице стала аккуратной, изысканной, тщательно постриженной.

Мужские прически тоже обновились: растрепанные львиные гривы были уже ни к чему, но и нескольких взмахов ножниц, как у простолюдинов, благородным господам было мало.

Тогда на авансцену моды вышел парик.


А знаете, кто ввел его в обиход?

Самый изобретательный из королей и самый коронованный из изобретателей — Людовик XIV.

Людовик рано облысел — вероятно, потому, что часто менял любовниц.

Говорят, это участь многих ловеласов.

А может, болезнь какая приключилась…

Так или иначе, но сверкать голой макушкой лучшему в мире монарху не пристало.


И что же предпринимает наш фантазер?

Он надевает парик!

Пышный, кудрявый, спускающийся ниже плеч.

И не только сам облачается в эту копну волос, но заставляет сделать то же самое всех своих придворных.

Интересно, почему?

Наверное, на летнем солнцепеке королю было очень жарко.

Вот он и подумал: «Отчего ж я один страдаю? Пусть и другие почувствуют, каково это — управлять государством и выглядеть при этом достойно».


Впрочем, один повод для радости у чиновников все-таки остался.

Напялить парик — минутное дело.

А вот если бы монарх приказал делать настоящие кудри, как у женщин — тогда кошмар.

Известно ведь, что дамы тратили на свои прически по полдня.

А сколько денег уходило на парикмахеров — представить страшно.

Так что, завсегдатаям Версальского дворца, можно сказать, повезло…


Итак, волосы — это наш паспорт: как в медицинском смысле, так и в социальном.

По ним и генетическую экспертизу реально провести, и сделать вывод о том, чем вы занимаетесь в жизни, к какой группе населения принадлежите.

Иными словами, прическа — знак подчинения определенным правилам.


Или протеста.

Вспомним семидесятые годы двадцатого века и ярчайших представителей этой эпохи — хиппи.

Эти странные, непохожие на других люди носили пеструю одежду с бесформенными психоделическими рисунками.

Они вплетали в волосы цветы и ленточки.

Причем, волосы были длинными — как у женщин, так и у мужчин.

Почему? В знак несогласия!


Хиппи выступали против любой войны вообще и конфликта во Вьетнаме в частности.

Они мечтали о мире, любви и всеобщем братстве.

Чтобы быть совсем-совсем непохожими на солдат, хиппи отращивали длинные волосы, за которыми совершенно не ухаживали: не расчесывали, не мыли.

Таким образом они отказывались вписываться в социальные нормы.


Впрочем, норма скоро сама их догнала.

Веселенькая одежда хиппи и их бесшабашный вид стали очень популярными.

Выглядеть так мечтали все молодые люди — даже те, кто ничего не знал ни о войне, ни о политике.

Модные брэнды начали массово выпускать яркие платья и рубашки.

В парикмахерских все чаще делали прически на длинные волосы и украшали их цветами.

В общем, философия хиппи стала банальностью.


Тогда начали появляться новые протестные движения — панки, готты, рокеры…

Их внешность всегда была верхом неприличия — символом того, что делать категорически запрещается.

Панки пугали сонных, коротко стриженных буржуа своими ирокезами — цветными гребнями из волос, торчащими посредине бритой головы.

Готты и рокеры носили темную одежду, без всяких фирменных ярлыков, в то время, когда в моде были яркие тона и всякие дизайнерские изыски.

Но главное — стрижка, вернее, полное ее отсутствие.


Несогласных с социальными нормами довольно легко узнать: их головы давно не касалась не то что рука парикмахера — даже обычная расческа.

Впрочем, этап отрицания прошлого с помощью волос проходят не только политические оппозиционеры — это может случиться с каждым.

Подростки из вполне благополучных семей доводят родителей до обморока бритыми висками, фиолетовыми прядями с зелеными кончиками или африканскими косичками.

Что поделаешь? Переходный возраст…

Особы постарше, только что расставшиеся с любимым, тоже склонны к экспериментам.

Отпраздновать развод стрижкой «под ноль»? Милое дело!


Получается, волосы свидетельствуют о состоянии не только тела, но и души.

Кроме всего прочего, они могут быть одеждой.

А почему нет? Звери же носят свои шубки годами.

Правда, у человека шерсти поменьше — в холода таким количеством мохнатостей не согреться.

Приходится использовать не только свои волосы, но и чужие, заемные.

Некоторые модные дизайнеры так и делают: они вяжут из волос, плетут косички, собирая их потом в полотно, превращают пряди в пушистые воротники или пышные юбки.


Правда, тут есть проблема: желающих пожертвовать свою шевелюру на чей-то вечерний наряд не так много.

Да и модники побаиваются носить на платье чужие кудри.

Все-таки волосы — это глубоко личная, интимная история.

Кто знает, не могут ли они передавать беды и болезни одного человека другому?

По этой же причине не слишком популярны и натуральные парики.

А вот искусственные — совсем иное дело.

С синтетическими волосами хорошего качества любой готов позабавиться.


На подиумах и в рекламных фотосессиях парики незаменимы.

Вам не нравится кудрявая модель? Хорошо, тогда волосы будут прямыми.

Блондинку можем мгновенно превратить в брюнетку, рыжую или вовсе разноцветную.

Девушку сделаем бабушкой, милашку — стервой, изысканную леди — крестьянкой.

А в конце рабочего дня она опять станет собой — стильной горожанкой с короткой стрижкой.


Такие фокусы — настоящее искусство.

Поэтому на выставке «Мохнатости» так много парикмахерских инструментов.

С их помощью можно изучать историю.

Бигуди и щипцы, ножницы и бритвы, расчески, щетки, гребни.

Парики, манекены, статуи и фотографии.

Экспонатов не счесть — как волос на голове.


Да, удивительная это все-таки материя.

Тонкая и вечная, притягательная и отталкивающая, вызывающая любовь и страх…

Недаром же прядь волос супруги считается лучшим оберегом для тех, кто отправляется в опасное путешествие или на войну.

Злые колдовские чары тоже, кстати, наводят при помощи мохнатостей.

А во времена товарного дефицита необходимую вещь можно было добыть лишь обратившись к высокопоставленному другу — волосатой лапе.

Здесь мохнатости превращаются в символ власти, могущества и хитрости.


Прическа, которую не меняют годами, становится не только знаком стабильности, но и частью личности.

Мы вспоминаем знаменитостей не столько по лицу, сколько по манере носить волосы.

А неожиданная стрижка может круто изменить жизнь, даже если никаких перемен не планировалось.


Когда у вас шикарная прическа, не нужны ни бриллианты, ни дорогие наряды — вы в любом случае будете выглядеть безупречно.

Если же с шевелюрой непорядок, никакие украшения не спасут — ни в одно приличное заведение лохматого-нечесаного человека не пустят.

Кстати, заметьте: в отличие от бриллиантов, волосы невозможно украсть.


Тут-то и скрывается главное чудо.

Мохнатости — это и защита, и радость, и модный аксессуар, который всегда с нами.