Art--Express

ЗАБУДЬТЕ О ТОМ,
ЧТО У ВАС ЕСТЬ МОЗГ!

Это правило очень полезно для студентов, конспектирующих важную и интересную лекцию.

Ну а если предмет — скучный?

Тогда надо покрепче держаться за скелет.



Бумс!

Кажется, кто-то упал в обморок…

Странно… Чего тут бояться? Скелет ведь — всего лишь структура материала, его план, костяк.

Без скелета студенту не прожить.

Ну да ладно: пока доктора приводят в чувство слабонервных, поговорим о вещах обыденных, элементарных.



Хотя бы о самой учебе.

Некоторые взрослые уверены: проще занятия не найти — это же не работа.

Какая наивность!

Чтобы сохранить в памяти даже малюсенькую часть информации, надо, как минимум, уметь записывать сказанное.

Сомневаетесь? Тогда попробуйте поздно вечером, после шести или восьми часов напряженного труда, в точности воспроизвести хотя бы одну утреннюю фразу.

Бесполезно!

А через неделю и темы лекций растворятся в забвении.

Бумс!

Теперь кто-то из родителей…

Спешим успокоить чрезмерно пугливых: выход есть.

Пора вспомнить старое доброе слово «конспект».


Впрочем, кое в чем родители все-таки правы: умение писать — не работа.

Скорее, спорт.

Здесь необходимы регулярные тренировки, стремление к совершенству, способность к самокритике.

Но и выгоды тоже — вполне спортивные, хотя, упражняясь в письме, вы накачиваете не мышцы, а мозг.

И это заметно не только во время экзаменов: студенты, умеющие правильно конспектировать лекции, становятся самыми лучшими специалистами на работе.

У них аналитический склад ума и отменная память.

И им не нужно лезть в Интернет в поисках ответа на примитивные вопросы.


Почему так происходит?

Судите сами.

Мы разговариваем со скоростью 150 слов в минуту, а записать можем только 27.

Что же делать?

Анализировать, выделять главное.

Однако на этом сложности лишь начинаются.

В то самое время, как вы пишете, вы должны быть способны слушать, понимать сказанное, а кроме того, решать, что именно записывать и какими именно словами.

Дальше — еще труднее: когда вы заканчиваете фиксировать первую фразу, ваши уши уже получают от лектора вторую, значит, анализ одного предложения и запись другого происходят одновременно.

Кошмар! Вот почему новички и слабаки так быстро сходят с дистанции.

Но в чем же секрет профессионалов?

Прежде всего, в умении концентрироваться.

Кроме того, важна хорошая экипировка.

Все как в спорте!


С чего начать подготовку к победе?

Если собираетесь писать конспект на бумаге, а не на компьютере, позаботьтесь о том, чтобы чистых листов было достаточно.

Откройте тетрадь с лекциями: много ли там осталось страниц?

Заодно просмотрите предыдущие уроки — это поможет вам вспомнить пройденный материал и легче ориентироваться в теме.

Расчертите тетрадь, оставив на каждой странице поля для заметок.

Возьмите с собой несколько запасных авторучек, карандашей или маркеров.


Предпочитаете пользоваться ноутбуком или планшетом?

Напрасно!

Работать с компьютером имеет смысл лишь в том случае, когда вы печатаете быстрее, чем пишете.

А планшет, с его привычкой подсказывать бессмысленные варианты слов, превратит ваш конспект в полную белиберду.

Короче, учитесь бегло писать от руки, вырабатывайте читаемый почерк — это и для мозга полезно, и комментарии на полях в тетради делать удобнее.


Ну а самых настойчивых (или тех, кто вовсе не умеет писать рукой) предупреждаем: не украшайте компьютерный текст во время лекции, не пытайтесь выделить что-то жирным, подчеркнуть, сделать цветной заголовок.

Это — потеря времени и ценной информации.

Просто печатайте.

Если есть вопросы, поставьте несколько вопросительных знаков. Удивились? Несколько восклицательных.


Выберите удобное место, где оратора хорошо слышно и видно: жесты и мимика помогут понять, о чем идет речь.

Если работаете с ноутбуком или планшетом, принесите удлинитель и сядьте поближе к розетке — заряда батареи может не хватить.

Еще до того, как урок начнется, запишите его тему и дату.

Если лектор — не ваш постоянный преподаватель, имеет смысл зафиксировать его фамилию, научное звание, может быть, даже адрес электронной почты или телефон — если он предлагает их желающим задать вопросы.


Далее — план лекции: основные главы, подзаголовки, этапы, ключевые слова, центральная идея.

Это и есть тот самый скелет, знакомство с которым вам необходимо.

Правда, далеко не всякий преподаватель готов вам его продемонстрировать: некоторые забегают вперед, потом возвращаются назад, вставляют в речь анекдоты, рассказывают личные воспоминания.

Подобные «развлекалочки» помогают разбудить заснувшую аудиторию, но не добавляют ясности идеям.


Если вам попался как раз такой — бесхребетный — профессор с аморфными идеями, скелет придется искать самостоятельно, без посторонней помощи.

Чаще всего, он прячется во вступлении к лекции или в заключительном слове.

Кроме того, структура материала может просматриваться при переходе от одной промежуточной темы к другой.


Понять так ничего и не удалось?

Наберитесь смелости, поднимите руку и задайте педагогу вопрос.

У вас такие фамильярности не приняты?

Тогда сделайте отметку на полях, а после урока обратитесь за разъяснениями к другим студентам.

Они тоже не в курсе?

Значит, надо поискать специализированную литературу — время помучить Гугл и его собратьев.


Ну вот, лекции закончились.

А у студентов работа переходит на новый уровень: пора превратить закорючки из конспекта в осмысленный материал.

Для начала, текст следует просто прочитать, поняв каждое слово.

Потом берем разноцветные маркеры или карандаши и:
- подчеркиваем заголовки;
- выделяем ключевые слова;
- обводим рамочкой важные идеи, выводы;
- факты, связанные между собой, соединяем стрелками;
- ставим на полях галочки, вопросительные или восклицательные знаки;
- пишем короткие комментарии;
- если надо, рисуем — некоторые эмоции проще выразить именно так.


Следующий этап — группировка данных, трудных для запоминания: имен, дат, хронологических последовательностей, статистических сведений, технических схем и формул.

Соберите вместе информацию, пригодную для сравнения: статистику и хронологию можно поместить в таблицы, а имена исторических деятелей и их подвиги объединить в ментальную карту.

Представьте событие, в котором участвовали персонажи, в виде ствола дерева.

Нарисуйте ветки, соедините их между собой.

Кто с кем связан?

Кто чем занимался?

Какой результат наступил вследствие какой причины?

Критически осмотрите каждую ветку: на своем ли она месте?

Подобный анализ даст возможность понять логику происходящего.


Еще один вариант — портрет скелета.

Данный метод позволит вам легко ответить и на совсем пустяковый, поверхностный вопрос преподавателя, и выпускной экзамен блестяще выдержать.

Сформулируйте суть лекции очень кратко, уложившись в четыре-пять предложений.

Это — голова скелета.

Дальше — руки и ноги: важнейшие, ключевые постулаты.

Четыре-пять предложений на каждый орган.

А потом уже можно перейти к мелким деталям, вроде пальцев на ногах.

Такой подробный ответ сразит наповал любого зануду.


Теперь — дополнительная литература.

Не пугайтесь: тратить дни и ночи на горы бесполезных научных монографий не придется — можно все сделать по-быстрому.

У коротких документов и статей достаточно посмотреть название, введение, начала и концы параграфов, заключение.

Если есть таблицы или схемы, обратите на них внимание и подумайте, интересны ли вам содержащиеся там данные.

В книге пробегите глазами название, оглавление, вступление, начала и концы глав.

Полистайте страницы, открывая их наугад.

Подходит ли вам стиль? Четко ли сформулированы идеи или в монографии полно воды?


Книга оказалась сокровищем знаний?

Тогда ее стоит почитать внимательно.

А потом сведения о ней нужно будет записать.

Какие именно? Вот примерный перечень:
- автор, название, издательство, год выхода в свет, страна и город публикации;
- ключевые слова;
- важные идеи;
- цитаты;
- имена и характеристики персонажей;
- обстоятельства, развитие сюжета;
- логика текста.

Оригинал книги или статьи при этом лучше сохранить: там может содержаться еще много ценной информации, на которую вы пока не обратили внимания.


Ура! С рукописным текстом и бумажными изданиями разобрались.

А вот теперь можно заняться оформлением заголовков — и сделать из лекции эффектную презентацию.

Если портрет скелета у вас сформулирован лишь мысленно — устно, самое время придать ему черты вполне реального электронного документа.

Запишите ключевые идеи в виде ясных, простых для понимания предложений.

Расшифруйте все сокращения, аббревиатуры — со временем их значение может позабыться.

Разделите фрагменты текста большими промежутками «воздуха».

Используйте для заголовков прописные буквы, жирный шрифт, подчеркивание, яркий цвет.

Добавьте таблицы, схемы и ментальные карты.

Если надо, вставьте картинки или видео.

Присвойте файлу четкое, понятное название, включающее дату создания.

Поместите файл в папку с другими лекциями — тогда найти его будет намного проще.


Неохота возиться с компьютером?

Есть вариант проще: конспект надо кому-нибудь пересказать — другу, маме, коту…

В крайнем случае, можно пересказать самому себе.

Но тогда придется еще и обдумать, как тема урока связана со знаниями, которые у вас уже есть.


Утомительно? Пожалуй.

Но так будет лишь первое время.

Если регулярно тренироваться, вы станете улавливать суть лекции уже в самом начале, а к концу урока успеете нарисовать все схемы, таблицы и ментальные карты.

Дальше — можно отдыхать.


Конечно, когда преподаватель — средненький.

А вдруг вам встретится абсолютный гений, лауреат Нобелевской премии?

Тогда никаких ментальных карт.

Ловите каждое слово.

Пишите все, что слышите, и забудьте о том, что у вас есть мозг.

Дома, после лекции, проведите обычную работу: подчеркните заголовки, обведите рамочкой ключевые идеи, начертите таблицы и схемы.


Но что же ответить гениальному педагогу на экзамене?

Главное — не пытаться за три минуты наизусть воспроизвести его незабываемую полуторачасовую речь.

Просто предъявите портрет скелета.


Бумс!

Это уже профессор
— от восторга…