Art--Express
ЗАБУДЬТЕ О ТОМ,
ЧТО У ВАС ЕСТЬ МОЗГ!
Это правило очень полезно для студентов, конспектирующих важную и интересную лекцию.
Ну а если предмет — скучный?
Тогда надо покрепче держаться за скелет.
Бумс!
Кажется, кто-то упал в обморок…
Странно… Чего тут бояться? Скелет ведь — всего лишь структура материала, его план, костяк.
Без скелета студенту не прожить.
Ну да ладно: пока доктора приводят в чувство слабонервных, поговорим о вещах обыденных, элементарных.
Хотя бы о самой учебе.
Некоторые взрослые уверены: проще занятия не найти — это же не работа.
Какая наивность!
Чтобы сохранить в памяти даже малюсенькую часть информации, надо, как минимум, уметь записывать сказанное.
Сомневаетесь? Тогда попробуйте поздно вечером, после шести или восьми часов напряженного труда, в точности воспроизвести хотя бы одну утреннюю фразу.
Бесполезно!
А через неделю и темы лекций растворятся в забвении.
Бумс!
Теперь кто-то из родителей…
Спешим успокоить чрезмерно пугливых: выход есть.
Пора вспомнить старое доброе слово «конспект».
Впрочем, кое в чем родители все-таки правы: умение писать — не работа.
Скорее, спорт.
Здесь необходимы регулярные тренировки, стремление к совершенству, способность к самокритике.
Но и выгоды тоже — вполне спортивные, хотя, упражняясь в письме, вы накачиваете не мышцы, а мозг.
И это заметно не только во время экзаменов: студенты, умеющие правильно конспектировать лекции, становятся самыми лучшими специалистами на работе.
У них аналитический склад ума и отменная память.
И им не нужно лезть в Интернет в поисках ответа на примитивные вопросы.
Почему так происходит?
Судите сами.
Мы разговариваем со скоростью 150 слов в минуту, а записать можем только 27.
Что же делать?
Анализировать, выделять главное.
Однако на этом сложности лишь начинаются.
В то самое время, как вы пишете, вы должны быть способны слушать, понимать сказанное, а кроме того, решать, что именно записывать и какими именно словами.
Дальше — еще труднее: когда вы заканчиваете фиксировать первую фразу, ваши уши уже получают от лектора вторую, значит, анализ одного предложения и запись другого происходят одновременно.
Кошмар! Вот почему новички и слабаки так быстро сходят с дистанции.
Но в чем же секрет профессионалов?
Прежде всего, в умении концентрироваться.
Кроме того, важна хорошая экипировка.
Все как в спорте!
С чего начать подготовку к победе?
Если собираетесь писать конспект на бумаге, а не на компьютере, позаботьтесь о том, чтобы чистых листов было достаточно.
Откройте тетрадь с лекциями: много ли там осталось страниц?
Заодно просмотрите предыдущие уроки — это поможет вам вспомнить пройденный материал и легче ориентироваться в теме.
Расчертите тетрадь, оставив на каждой странице поля для заметок.
Возьмите с собой несколько запасных авторучек, карандашей или маркеров.
Предпочитаете пользоваться ноутбуком или планшетом?
Напрасно!
Работать с компьютером имеет смысл лишь в том случае, когда вы печатаете быстрее, чем пишете.
А планшет, с его привычкой подсказывать бессмысленные варианты слов, превратит ваш конспект в полную белиберду.
Короче, учитесь бегло писать от руки, вырабатывайте читаемый почерк — это и для мозга полезно, и комментарии на полях в тетради делать удобнее.
Ну а самых настойчивых (или тех, кто вовсе не умеет писать рукой) предупреждаем: не украшайте компьютерный текст во время лекции, не пытайтесь выделить что-то жирным, подчеркнуть, сделать цветной заголовок.
Это — потеря времени и ценной информации.
Просто печатайте.
Если есть вопросы, поставьте несколько вопросительных знаков. Удивились? Несколько восклицательных.
Выберите удобное место, где оратора хорошо слышно и видно: жесты и мимика помогут понять, о чем идет речь.
Если работаете с ноутбуком или планшетом, принесите удлинитель и сядьте поближе к розетке — заряда батареи может не хватить.
Еще до того, как урок начнется, запишите его тему и дату.
Если лектор — не ваш постоянный преподаватель, имеет смысл зафиксировать его фамилию, научное звание, может быть, даже адрес электронной почты или телефон — если он предлагает их желающим задать вопросы.
Далее — план лекции: основные главы, подзаголовки, этапы, ключевые слова, центральная идея.
Это и есть тот самый скелет, знакомство с которым вам необходимо.
Правда, далеко не всякий преподаватель готов вам его продемонстрировать: некоторые забегают вперед, потом возвращаются назад, вставляют в речь анекдоты, рассказывают личные воспоминания.
Подобные «развлекалочки» помогают разбудить заснувшую аудиторию, но не добавляют ясности идеям.
Если вам попался как раз такой — бесхребетный — профессор с аморфными идеями, скелет придется искать самостоятельно, без посторонней помощи.
Чаще всего, он прячется во вступлении к лекции или в заключительном слове.
Кроме того, структура материала может просматриваться при переходе от одной промежуточной темы к другой.
Понять так ничего и не удалось?
Наберитесь смелости, поднимите руку и задайте педагогу вопрос.
У вас такие фамильярности не приняты?
Тогда сделайте отметку на полях, а после урока обратитесь за разъяснениями к другим студентам.
Они тоже не в курсе?
Значит, надо поискать специализированную литературу — время помучить Гугл и его собратьев.
Ну вот, лекции закончились.
А у студентов работа переходит на новый уровень: пора превратить закорючки из конспекта в осмысленный материал.
Для начала, текст следует просто прочитать, поняв каждое слово.
Потом берем разноцветные маркеры или карандаши и:
- подчеркиваем заголовки;
- выделяем ключевые слова;
- обводим рамочкой важные идеи, выводы;
- факты, связанные между собой, соединяем стрелками;
- ставим на полях галочки, вопросительные или восклицательные знаки;
- пишем короткие комментарии;
- если надо, рисуем — некоторые эмоции проще выразить именно так.
Следующий этап — группировка данных, трудных для запоминания: имен, дат, хронологических последовательностей, статистических сведений, технических схем и формул.
Соберите вместе информацию, пригодную для сравнения: статистику и хронологию можно поместить в таблицы, а имена исторических деятелей и их подвиги объединить в ментальную карту.
Представьте событие, в котором участвовали персонажи, в виде ствола дерева.
Нарисуйте ветки, соедините их между собой.
Кто с кем связан?
Кто чем занимался?
Какой результат наступил вследствие какой причины?
Критически осмотрите каждую ветку: на своем ли она месте?
Подобный анализ даст возможность понять логику происходящего.
Еще один вариант — портрет скелета.
Данный метод позволит вам легко ответить и на совсем пустяковый, поверхностный вопрос преподавателя, и выпускной экзамен блестяще выдержать.
Сформулируйте суть лекции очень кратко, уложившись в четыре-пять предложений.
Это — голова скелета.
Дальше — руки и ноги: важнейшие, ключевые постулаты.
Четыре-пять предложений на каждый орган.
А потом уже можно перейти к мелким деталям, вроде пальцев на ногах.
Такой подробный ответ сразит наповал любого зануду.
Теперь — дополнительная литература.
Не пугайтесь: тратить дни и ночи на горы бесполезных научных монографий не придется — можно все сделать по-быстрому.
У коротких документов и статей достаточно посмотреть название, введение, начала и концы параграфов, заключение.
Если есть таблицы или схемы, обратите на них внимание и подумайте, интересны ли вам содержащиеся там данные.
В книге пробегите глазами название, оглавление, вступление, начала и концы глав.
Полистайте страницы, открывая их наугад.
Подходит ли вам стиль? Четко ли сформулированы идеи или в монографии полно воды?
Книга оказалась сокровищем знаний?
Тогда ее стоит почитать внимательно.
А потом сведения о ней нужно будет записать.
Какие именно? Вот примерный перечень:
- автор, название, издательство, год выхода в свет, страна и город публикации;
- ключевые слова;
- важные идеи;
- цитаты;
- имена и характеристики персонажей;
- обстоятельства, развитие сюжета;
- логика текста.
Оригинал книги или статьи при этом лучше сохранить: там может содержаться еще много ценной информации, на которую вы пока не обратили внимания.
Ура! С рукописным текстом и бумажными изданиями разобрались.
А вот теперь можно заняться оформлением заголовков — и сделать из лекции эффектную презентацию.
Если портрет скелета у вас сформулирован лишь мысленно — устно, самое время придать ему черты вполне реального электронного документа.
Запишите ключевые идеи в виде ясных, простых для понимания предложений.
Расшифруйте все сокращения, аббревиатуры — со временем их значение может позабыться.
Разделите фрагменты текста большими промежутками «воздуха».
Используйте для заголовков прописные буквы, жирный шрифт, подчеркивание, яркий цвет.
Добавьте таблицы, схемы и ментальные карты.
Если надо, вставьте картинки или видео.
Присвойте файлу четкое, понятное название, включающее дату создания.
Поместите файл в папку с другими лекциями — тогда найти его будет намного проще.
Неохота возиться с компьютером?
Есть вариант проще: конспект надо кому-нибудь пересказать — другу, маме, коту…
В крайнем случае, можно пересказать самому себе.
Но тогда придется еще и обдумать, как тема урока связана со знаниями, которые у вас уже есть.
Утомительно? Пожалуй.
Но так будет лишь первое время.
Если регулярно тренироваться, вы станете улавливать суть лекции уже в самом начале, а к концу урока успеете нарисовать все схемы, таблицы и ментальные карты.
Дальше — можно отдыхать.
Конечно, когда преподаватель — средненький.
А вдруг вам встретится абсолютный гений, лауреат Нобелевской премии?
Тогда никаких ментальных карт.
Ловите каждое слово.
Пишите все, что слышите, и забудьте о том, что у вас есть мозг.
Дома, после лекции, проведите обычную работу: подчеркните заголовки, обведите рамочкой ключевые идеи, начертите таблицы и схемы.
Но что же ответить гениальному педагогу на экзамене?
Главное — не пытаться за три минуты наизусть воспроизвести его незабываемую полуторачасовую речь.
Просто предъявите портрет скелета.
Бумс!
Это уже профессор
— от восторга…
|