Art--Express

тетрадка в кружочек:
СТО ТРИДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ
ФОТОГРАФОВ

- Ой! Это где ж такая пресс-конференция?

- Здесь и сейчас прямо перед вами.

Кстати, вы участвуете в мероприятии не как простой зритель, а в качестве директора новостного агентства: все эти миллионы журналистов подчиняются лично вам.



В это трудно поверить, но живут непоседы в маленьких шарообразных гостиницах: диаметром примерно два с половиной сантиметра и весом около семи граммов каждая.

Квалификация у наших фотографов тоже разная: из ста тридцати миллионов только пять умеют снимать в цвете — остальные сто двадцать пять делают лишь черно-белые оттиски.

Значит ли это, что они — отсталые недоучки?

Ха! Кто бы говорил?!

Мир, состоящий из одних только цветовых пятен, выглядит плоско.

Чтобы придать ему объем, необходимы контрасты — их-то и создают авторы монохромных снимков.

Как и оттенки тонов: если к красному добавить черный, получится бордовый, а если белый — перед нами будет уже розовый.

Сообщить какое сейчас время суток, темно на улице или светло, также проще всего с помощью контрастов.

Можно попытаться еще и определить расстояние до объекта, угадать, тяжелый он или легкий, холодный или горячий.

Ответ, конечно, не всегда будет идеально точным, но в большинстве случаев поможет разобраться в проблеме.

Вот потому монохромных, черно-белых фоторецепторов в наших глазах так много: их труд очень и очень важен.


Да, мы рассказываем сегодня о глазах.

Вернее, восхищаемся: до чего же красиво все устроено!

Посмотрите на схему черепной коробки в поперечном разрезе: похоже на план роскошного дворца и парка с извилистыми аллеями.

Вот здесь, по бокам, в круглых домиках-обсерваториях с панорамными окнами обитают наши любознательные граждане.

От каждого домика вдаль уходит крытая галерея — это зрительный нерв, по которому информация передается в мозг.

Перед входом в резиденцию Президента две галереи соединяются, потому что для мозга важны сведения, полученные от обоих глаз.

Ну а парк — это носоглотка.

Нос, между прочим, тоже необходим глазам — он их защищает.

И не только потому, что первым встречается со всякого рода неприятностями.

Через нос отводится слезная жидкость, увлажняющая глаза и уносящая прочь все вредное, нечистое: грязь, посторонние объекты, вирусы…

Так что, когда нос заболевает, глазкам приходится туго: сухость, резь, ощущение жжения, даже прыщи на веках могут полезть…

Поэтому, если хотите хорошо видеть, забота о здоровье носа и свободном дыхании должна стать вашей повседневной привычкой.


А внутрь нас пустят?

Скорее всего, нет: посторонним вход категорически запрещен.

Разве что чуточку схитрить, притворившись лучиком солнца…

Готовы? Тогда осторожно приближаемся к зрачку: как только он нас заметит, сразу же поймает и направит в секретный коридор.

Отверстие зрачка, служащее дверью для сиятельных особ, совсем крошечное, однако сам зрачок имеет выпуклую сферическую форму, поэтому реагирует на свет, падающий не только прямо, но и сбоку.

Вот и нас к нему притянуло.

Но не будем торопиться: сначала надо пройти пограничный контроль.

Снаружи глаз покрыт несколькими защитными слоями, которые не позволяют злоумышленникам, вроде вирусов и бактерий, попасть внутрь.

Такие предосторожности понятны: глаза напрямую связаны с мозгом — главнокомандующим нашего организма.

Только если вас признают световым лучом, вам разрешат войти через отверстие зрачка в стекловидное тело.

Не физически, конечно, потому что никакой реальной дырки, вроде ушной раковины, в зрачке нет.

Вам придется двигаться по-своему, по-солнечному — на то ж вы и луч.

Стекловидное тело — прозрачная желеобразная жидкость, помещенная в шарообразную камеру: в такой среде свет распространяется без всякого труда.

Ой! Как тут интересно!

Оказывается, задняя стенка шара — это большой экран.

Получается, мы в кинотеатре?

Стоп, стоп! Куда это нас понесло???

Даже если вы — посланник солнца, это еще не значит, что вам все позволено.

Направление движения четко отрегулировано.

Вы видели на входе большую линзу?

Это хрусталик: именно он определяет путь световых лучей внутри глаза.

Задача — направить их на тот самый экран, сетчатку или, по-другому говоря, ретину.

Но не в беспорядке, не как попало, потому что каждый солнечный луч — если он и вправду является таковым, а не притворяется — приходит в гости не с пустыми руками: он несет с собой информацию.

Чтобы превратить информацию в картинку, надо чтобы все лучи сошлись вместе на экране, в строго заданной точке.

Технически это довольно сложно, ведь мы хотим четко видеть и те предметы, что далеко расположены, и те, что совсем рядом.

С помощью обычных, стеклянных или пластиковых линз, добиться этого почти невозможно.

К счастью, хрусталик — линза живая, мягкая, умеющая приспосабливаться к разным дистанциям.

Для этого у хрусталика есть мышцы — они, как резинки, натягивают его в одних местах и расслабляют в других, чтобы линза утолщалась и округлялась именно там, где надо.

Если все сделано правильно, картинка на экране будет безупречно четкой.

А вдруг неудача?

Такое тоже случается.

У некоторых людей мышцы хрусталика совсем слабенькие, у других они чрезмерно уставшие, зажатые.

В обоих случаях возникает спазм аккомодации: хрусталик не может менять свою форму.

Тогда человек хорошо видит вблизи, но отдаленные предметы кажутся ему совершенно размытыми. Это близорукость.

Полная противоположность — дальнозоркость: все, что прямо перед вами — в тумане, а дальние дали чисты и прозрачны.

Что в этот момент происходит в нашем кинотеатре?

При близорукости точка, в которой сходятся световые лучи, оказывается не на экране, а перед ним.

Однажды встретившись, лучи опять рассеиваются, поэтому к экрану они прибегают уже порознь, в беспорядке.

Чем сильнее близорукость, тем ближе к хрусталику и дальше от сетчатки находится точка фокусировки.

И тем больше хаоса в изображении.

А при дальнозоркости солнечные проказники, умеющие без труда преодолевать физические преграды, проскакивают через экран ретины и встречаются уже за ним.

Кинокартинка при этом также становится некачественной, мутной.

Еще больше проблем возникает при астигматизме — неравномерном искривлении хрусталика: тогда некоторые лучи фокусируются, как положено, на сетчатке, некоторые перед ней, а другие и вовсе позади.

Это уже серьезная болезнь, при которой прописывают очки с особым изгибом линз, соответствующим проблемным зонам хрусталика.

Кроме всего прочего, изображение на экране нашего кинотеатра может стать мутным из-за появления на линзе проектора непрозрачного пятна — катаракты.

Случаются также помутнения стекловидного тела и проблемы роговицы — внешней оболочки хрусталика.

Тут тоже требуется лечение.


А где же фоторецепторы, которые нас так заинтересовали в самом начале?

Чем они занимаются? Кино смотрят?

Нет, они его создают!

Световые лучи, проникшие в зрачок, конечно, несут информацию об окружающем мире.

Но как превратить ее в картинку?

Этим-то и заняты фоторецепторы.

Сетчатка — их дом родной: тут они живут, тут же и работают.

Поскольку тружеников киноиндустрии так много — больше ста миллионов — можно предположить, что каждый из них занят декодированием какого-то одного, конкретного цвета или контраста.

Примерно так же функционируют чувствительные к высоте звука волоски в ушных раковинах.

К тому же, коллективный труд намного быстрее дает результат хорошего качества.

Только представьте, сколько времени понадобилось бы одному-единственному фоторецептору, чтобы зафиксировать происходящее!

Он трудился бы часами над каждой картинкой.

В ежесекундно меняющемся мире такие задержки крайне опасны.

Вот потому сто тридцать миллионов фотографов — вовсе не перебор.


Ну а что дальше?

Когда огромная красочная картинка полностью готова, фоторецепторы передают ее в мозг с помощью электрических импульсов.

Сотрудничество и взаимопомощь позволяют сделать это очень быстро — буквально за доли секунды.

Зрительный нерв — словно интернет-кабель, доставляющий в мозг всю необходимую информацию.

А чтобы картинка была объемной и правдивой, сведения, полученные от одного глаза, сравниваются с раппортом другого.

В этом есть смысл, ведь глаза видят объекты под разным углом, а порою и с разной четкостью.

Поэтому впечатления об окружающем мире, формирующиеся в мозге, не только чисто зрительные — они еще и аналитические.

Когда мозг хорошенько во всем разобрался, он сохраняет картинку в виде зрительного воспоминания.

К таким архивам очень удобно обращаться, если надо решить новую проблему, которая чем-то похожа на уже приобретенный опыт.


Итак, глаза — наше сокровище. Но неужели кроме носа их некому защитить?

В принципе, они и сами хорошо справляются.

Зрачок, например, умеет расширять и сужать отверстие, через которое проходят солнечные лучи.

Это правильно: когда солнца слишком много, оно и ослепить может, и обжечь, поэтому дырочку лучше сделать поменьше.

Ночью, наоборот, надо поймать как можно больше световых лучей, чтобы картинка стала более четкой.

Тут приходится брать пример с совы — распахивать глаза пошире.

А еще глаза умеют вращаться — в том числе в целях безопасности, но иногда просто ради интереса.

Надо ведь понять, кто это там вверху жужжит и что внизу так журчит.

Вертеться и менять размер зрачка глазам помогают мышцы: вон как их много — и продольных и поперечных!


Если же широко раскрытые глаза узрят где-то поблизости опасность, на помощь сразу придут веки с пушистыми ресницами: они не позволят пыли и грязи проникнуть в организм.

Тут же к работе подключатся и брови: в углублениях надбровных дуг расположены слезные железы, выделяющие жидкость, которая не только питает и увлажняет глаза, но также обеззараживает их, убивая бактерии и вирусы.


Ну а сами мы можем помочь глазам, улучшить зрение или хотя бы сохранить его?

Разумеется!

Но только не удивляйтесь: первым советом будет не гимнастика глаз, а правильное питание и поддержание регулярного кишечного транзита.

Почему? Да потому что здоровый микробиом защищает нас от вирусов, а вирусы — злейшие враги хорошего зрения.

Важно также увлажнять кожу и соблюдать правильный питьевой режим: нехватка воды мешает образованию слезной жидкости, очищающей и защищающей глаза.

Затем чистый нос и свободное дыхание — чтобы слезы могли вовремя удалять мусор.

И лишь после этого — гимнастика: круговые движения, перевод взгляда вверх-вниз, вправо-влево, концентрация на близких и удаленных объектах, частое моргание.

Мышцы глаз, как и любые другие, нуждаются в ежедневной тренировке.


В общем, все довольно просто.

Если здоровый образ жизни
станет для вас нормой,
и глаза, и мозг, которому они подчинятся,
будут работать безупречно.

А значит,
калейдоскоп ваших впечатлений
будет не просто красивым —
незабываемым.