Art--Express
тетрадка в кружочек:
СТО ТРИДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ
ФОТОГРАФОВ
- Ой! Это где ж такая пресс-конференция?
- Здесь и сейчас прямо перед вами.
Кстати, вы участвуете в мероприятии не как простой зритель, а в качестве директора новостного агентства: все эти миллионы журналистов подчиняются лично вам.
В это трудно поверить, но живут непоседы в маленьких шарообразных гостиницах: диаметром примерно два с половиной сантиметра и весом около семи граммов каждая.
Квалификация у наших фотографов тоже разная: из ста тридцати миллионов только пять умеют снимать в цвете — остальные сто двадцать пять делают лишь черно-белые оттиски.
Значит ли это, что они — отсталые недоучки?
Ха! Кто бы говорил?!
Мир, состоящий из одних только цветовых пятен, выглядит плоско.
Чтобы придать ему объем, необходимы контрасты — их-то и создают авторы монохромных снимков.
Как и оттенки тонов: если к красному добавить черный, получится бордовый, а если белый — перед нами будет уже розовый.
Сообщить какое сейчас время суток, темно на улице или светло, также проще всего с помощью контрастов.
Можно попытаться еще и определить расстояние до объекта, угадать, тяжелый он или легкий, холодный или горячий.
Ответ, конечно, не всегда будет идеально точным, но в большинстве случаев поможет разобраться в проблеме.
Вот потому монохромных, черно-белых фоторецепторов в наших глазах так много: их труд очень и очень важен.
Да, мы рассказываем сегодня о глазах.
Вернее, восхищаемся: до чего же красиво все устроено!
Посмотрите на схему черепной коробки в поперечном разрезе: похоже на план роскошного дворца и парка с извилистыми аллеями.
Вот здесь, по бокам, в круглых домиках-обсерваториях с панорамными окнами обитают наши любознательные граждане.
От каждого домика вдаль уходит крытая галерея — это зрительный нерв, по которому информация передается в мозг.
Перед входом в резиденцию Президента две галереи соединяются, потому что для мозга важны сведения, полученные от обоих глаз.
Ну а парк — это носоглотка.
Нос, между прочим, тоже необходим глазам — он их защищает.
И не только потому, что первым встречается со всякого рода неприятностями.
Через нос отводится слезная жидкость, увлажняющая глаза и уносящая прочь все вредное, нечистое: грязь, посторонние объекты, вирусы…
Так что, когда нос заболевает, глазкам приходится туго: сухость, резь, ощущение жжения, даже прыщи на веках могут полезть…
Поэтому, если хотите хорошо видеть, забота о здоровье носа и свободном дыхании должна стать вашей повседневной привычкой.
А внутрь нас пустят?
Скорее всего, нет: посторонним вход категорически запрещен.
Разве что чуточку схитрить, притворившись лучиком солнца…
Готовы? Тогда осторожно приближаемся к зрачку: как только он нас заметит, сразу же поймает и направит в секретный коридор.
Отверстие зрачка, служащее дверью для сиятельных особ, совсем крошечное, однако сам зрачок имеет выпуклую сферическую форму, поэтому реагирует на свет, падающий не только прямо, но и сбоку.
Вот и нас к нему притянуло.
Но не будем торопиться: сначала надо пройти пограничный контроль.
Снаружи глаз покрыт несколькими защитными слоями, которые не позволяют злоумышленникам, вроде вирусов и бактерий, попасть внутрь.
Такие предосторожности понятны: глаза напрямую связаны с мозгом — главнокомандующим нашего организма.
Только если вас признают световым лучом, вам разрешат войти через отверстие зрачка в стекловидное тело.
Не физически, конечно, потому что никакой реальной дырки, вроде ушной раковины, в зрачке нет.
Вам придется двигаться по-своему, по-солнечному — на то ж вы и луч.
Стекловидное тело — прозрачная желеобразная жидкость, помещенная в шарообразную камеру: в такой среде свет распространяется без всякого труда.
Ой! Как тут интересно!
Оказывается, задняя стенка шара — это большой экран.
Получается, мы в кинотеатре?
Стоп, стоп! Куда это нас понесло???
Даже если вы — посланник солнца, это еще не значит, что вам все позволено.
Направление движения четко отрегулировано.
Вы видели на входе большую линзу?
Это хрусталик: именно он определяет путь световых лучей внутри глаза.
Задача — направить их на тот самый экран, сетчатку или, по-другому говоря, ретину.
Но не в беспорядке, не как попало, потому что каждый солнечный луч — если он и вправду является таковым, а не притворяется — приходит в гости не с пустыми руками: он несет с собой информацию.
Чтобы превратить информацию в картинку, надо чтобы все лучи сошлись вместе на экране, в строго заданной точке.
Технически это довольно сложно, ведь мы хотим четко видеть и те предметы, что далеко расположены, и те, что совсем рядом.
С помощью обычных, стеклянных или пластиковых линз, добиться этого почти невозможно.
К счастью, хрусталик — линза живая, мягкая, умеющая приспосабливаться к разным дистанциям.
Для этого у хрусталика есть мышцы — они, как резинки, натягивают его в одних местах и расслабляют в других, чтобы линза утолщалась и округлялась именно там, где надо.
Если все сделано правильно, картинка на экране будет безупречно четкой.
А вдруг неудача?
Такое тоже случается.
У некоторых людей мышцы хрусталика совсем слабенькие, у других они чрезмерно уставшие, зажатые.
В обоих случаях возникает спазм аккомодации: хрусталик не может менять свою форму.
Тогда человек хорошо видит вблизи, но отдаленные предметы кажутся ему совершенно размытыми. Это близорукость.
Полная противоположность — дальнозоркость: все, что прямо перед вами — в тумане, а дальние дали чисты и прозрачны.
Что в этот момент происходит в нашем кинотеатре?
При близорукости точка, в которой сходятся световые лучи, оказывается не на экране, а перед ним.
Однажды встретившись, лучи опять рассеиваются, поэтому к экрану они прибегают уже порознь, в беспорядке.
Чем сильнее близорукость, тем ближе к хрусталику и дальше от сетчатки находится точка фокусировки.
И тем больше хаоса в изображении.
А при дальнозоркости солнечные проказники, умеющие без труда преодолевать физические преграды, проскакивают через экран ретины и встречаются уже за ним.
Кинокартинка при этом также становится некачественной, мутной.
Еще больше проблем возникает при астигматизме — неравномерном искривлении хрусталика: тогда некоторые лучи фокусируются, как положено, на сетчатке, некоторые перед ней, а другие и вовсе позади.
Это уже серьезная болезнь, при которой прописывают очки с особым изгибом линз, соответствующим проблемным зонам хрусталика.
Кроме всего прочего, изображение на экране нашего кинотеатра может стать мутным из-за появления на линзе проектора непрозрачного пятна — катаракты.
Случаются также помутнения стекловидного тела и проблемы роговицы — внешней оболочки хрусталика.
Тут тоже требуется лечение.
А где же фоторецепторы, которые нас так заинтересовали в самом начале?
Чем они занимаются? Кино смотрят?
Нет, они его создают!
Световые лучи, проникшие в зрачок, конечно, несут информацию об окружающем мире.
Но как превратить ее в картинку?
Этим-то и заняты фоторецепторы.
Сетчатка — их дом родной: тут они живут, тут же и работают.
Поскольку тружеников киноиндустрии так много — больше ста миллионов — можно предположить, что каждый из них занят декодированием какого-то одного, конкретного цвета или контраста.
Примерно так же функционируют чувствительные к высоте звука волоски в ушных раковинах.
К тому же, коллективный труд намного быстрее дает результат хорошего качества.
Только представьте, сколько времени понадобилось бы одному-единственному фоторецептору, чтобы зафиксировать происходящее!
Он трудился бы часами над каждой картинкой.
В ежесекундно меняющемся мире такие задержки крайне опасны.
Вот потому сто тридцать миллионов фотографов — вовсе не перебор.
Ну а что дальше?
Когда огромная красочная картинка полностью готова, фоторецепторы передают ее в мозг с помощью электрических импульсов.
Сотрудничество и взаимопомощь позволяют сделать это очень быстро — буквально за доли секунды.
Зрительный нерв — словно интернет-кабель, доставляющий в мозг всю необходимую информацию.
А чтобы картинка была объемной и правдивой, сведения, полученные от одного глаза, сравниваются с раппортом другого.
В этом есть смысл, ведь глаза видят объекты под разным углом, а порою и с разной четкостью.
Поэтому впечатления об окружающем мире, формирующиеся в мозге, не только чисто зрительные — они еще и аналитические.
Когда мозг хорошенько во всем разобрался, он сохраняет картинку в виде зрительного воспоминания.
К таким архивам очень удобно обращаться, если надо решить новую проблему, которая чем-то похожа на уже приобретенный опыт.
Итак, глаза — наше сокровище. Но неужели кроме носа их некому защитить?
В принципе, они и сами хорошо справляются.
Зрачок, например, умеет расширять и сужать отверстие, через которое проходят солнечные лучи.
Это правильно: когда солнца слишком много, оно и ослепить может, и обжечь, поэтому дырочку лучше сделать поменьше.
Ночью, наоборот, надо поймать как можно больше световых лучей, чтобы картинка стала более четкой.
Тут приходится брать пример с совы — распахивать глаза пошире.
А еще глаза умеют вращаться — в том числе в целях безопасности, но иногда просто ради интереса.
Надо ведь понять, кто это там вверху жужжит и что внизу так журчит.
Вертеться и менять размер зрачка глазам помогают мышцы: вон как их много — и продольных и поперечных!
Если же широко раскрытые глаза узрят где-то поблизости опасность, на помощь сразу придут веки с пушистыми ресницами: они не позволят пыли и грязи проникнуть в организм.
Тут же к работе подключатся и брови: в углублениях надбровных дуг расположены слезные железы, выделяющие жидкость, которая не только питает и увлажняет глаза, но также обеззараживает их, убивая бактерии и вирусы.
Ну а сами мы можем помочь глазам, улучшить зрение или хотя бы сохранить его?
Разумеется!
Но только не удивляйтесь: первым советом будет не гимнастика глаз, а правильное питание и поддержание регулярного кишечного транзита.
Почему? Да потому что здоровый микробиом защищает нас от вирусов, а вирусы — злейшие враги хорошего зрения.
Важно также увлажнять кожу и соблюдать правильный питьевой режим: нехватка воды мешает образованию слезной жидкости, очищающей и защищающей глаза.
Затем чистый нос и свободное дыхание — чтобы слезы могли вовремя удалять мусор.
И лишь после этого — гимнастика: круговые движения, перевод взгляда вверх-вниз, вправо-влево, концентрация на близких и удаленных объектах, частое моргание.
Мышцы глаз, как и любые другие, нуждаются в ежедневной тренировке.
В общем, все довольно просто.
Если здоровый образ жизни
станет для вас нормой,
и глаза, и мозг, которому они подчинятся,
будут работать безупречно.
А значит,
калейдоскоп ваших впечатлений
будет не просто красивым —
незабываемым.
|