ХОЧЕШЬ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫМ?
- СПРЯЧЬСЯ!
Шпаргалка для будущих звезд от Анны Гавальда
Французские медиа стоят на ушах: недавно вышел в свет новый роман Анны Гавальда "La Consolante", но за несколько дней до появления книги на полках магазинов в редакции были разосланы письма с предупреждением: писательница не будет давать никаких интервью и категорически отказывается быть сфотографированной или заснятой на телекамеру.
Сначала такое заявление вызвало гомерический хохот. "Что она о себе вообразила? Ее последний роман вышел четыре года назад. Неужто она думает, будто кто-то еще помнит ее и немедля кинется брать интервью?!"
Но волосы на головах скептиков встали дыбом, когда они узнали, что книгу планировалось издать тиражом в 100 000 экземпляров, а потом выяснилось, что требуется, как минимум, в два раза больше. В конечном же итоге, издательство " Le Dilettante" вынуждено было пойти навстречу слезным мольбам магазинов и довести тираж до трехсот тысяч. С ума сойти!
Не иначе, речь идет об эксклюзиве, решили журналисты и развернули ожесточенную борьбу за право первой строчки.
Но право это никому не досталось. Просчитались...
Даже вездесущие телевизионщики не добились ровным счетом ничего. Они попробовали заснять Анну на парижском книжном салоне, во время автограф-сессии. Но окруженная плотным кольцом фанов ("ни дать ни взять - рок-звезда!") писательница заявила, что пришла сюда ради встречи с читателями, а совсем не для того, чтобы "сыграть в ящик". Съемочную группу прогнали.
Что же в итоге?
Нет такой газеты, которая бы не упоминала запретного имени, не публиковала потрет таинственной мадам или, в крайнем случае, не цитировала бы ее письма: "Раньше я была молодая и покладистая, я не умела говорить нет. А теперь я старая и вредная (Старая в 37 лет! Хи-хи!). Разумеется, я хочу продолжать писать книги, но постараюсь делать это как можно тише, как можно незаметнее".
Францию охватила гавальдамания. Есть восторженные почитатели таланта, есть критики, которые считают опусы Анны наивными и даже глуповатыми, есть завистники, уверяющие, что отказ от всякой рекламы - это тоже реклама, только бесплатная. Но равнодушных нет.
Кое-кто уже заглянул в карман издателя и обнаружил, что Анна Гавальда, выпустив за девять лет всего-то четыре книжки ("Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал", "35 кило надежды", "Просто вместе" и "Я ее любил / Я его любила"), обогатила "Le Dilettante" аж на три миллиона евро. Плюс экранизации: по двум из четырех книг уже сняты фильмы. Плюс продажа прав на перевод... Вот уж воистину - курочка, несущая золотые яички...
Непонятно только, почему она до сих пор остается со своим дилетантом? Столько раз другие - куда более солидные - издательства предлагали ей руку, сердце и чеки на крупную сумму, но всегда получали отказ. В чем дело? Может, она просто не умеет договариваться?
"Да, - подтверждает Анна Гавальда, - бизнес не доставляет мне удовольствия. Я вынуждена зарабатывать деньги, но, если честно, не люблю их. И мы никогда не говорим с моим издателем о деньгах, авансах, ценах и прочей ерунде. Только о литературе".
Это правда: она не просит авансов, получает вполне разумные, не завышенные роялти (от 10 до 13 %) и отказывается от услуг литературных агентов, даже когда речь идет о контрактах на съемку фильмов.
Но значит ли вышесказанное, что Гавальда совсем не заботится о коммерческом успехе своих книг?
"Нет! - восклицают маркетологи. - Вы посмотрите на ее трехмесячное турне по всей Франции! - это ли не промокампания?!"
В самом деле, когда большинство писателей ограничивается посещением торговых точек исключительно в интеллигентском парижском квартале Сен-Жермен де Пре, Гавальда организует поездку по стране, дабы открыть двери каждого крупного магазина, заглянуть в глаза каждому читателю, каждому пожать руку и подарить автограф.
"Прямо избирательная кампания какая-то! - смеются журналисты. - Она, часом, не в президенты метит?"
К слову, на парижском книжном салоне случился казус: как раз во время автограф-сессии какой-то псих сообщил о якобы заложенной бомбе, и выставку пришлось эвакуировать. Но Анна Гавальда не прервала свою встречу с читателями - она продолжала подписывать книжки, сидя на земле, а потом, вечером, - опираясь на бетонное ограждение паркинга.
Так значит, ее любят за улыбки?
"Не только, - откликаются психологи. - Феномен гавальдизма состоит в том, что наша героиня, в сущности, обыкновенная женщина. Гавальда - это я, это вы, это любая из ваших подружек или соседок".
Простая девчонка, каких тысячи, училась языкознанию в Сорбонне, а стала помощником ветеринара, чтобы быть рядом с мужем.
Потом развод, одиночество, быт, двое детей...
Она и книги-то начала писать только для того, чтобы отвлечься.
Всенародная слава ее скорее тяготит, чем радует: "Когда мои книги выходят в свет, я худею на несколько килограммов, не могу спать без снотворного и использую шампунь на основе дегтя, чтобы успокоить кожу головы".
Анна Гавальда - одна из нас. Она живет в парижском предместье, ходит за покупками с сумкой-тележкой, провожает детей в школу, одетая в ночную рубашку, и разговаривает сама с собой. Это ли не повод для любви?!
А может быть, дело в том, что в полубезумном мире всеобщего рвачества, самолюбования и ежесекундного адюльтера искренность, верность и адекватность особенно ценны?
Так или иначе, но девушка, которая в 1999 году хотела, чтобы ее кто-нибудь где-нибудь ждал, своего добилась.
Нынче тех, кто готов ее ждать когда угодно и где угодно - миллионы.
По материалам сайта
AuFeminin.com
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|