ДУЭЛЬ
НА НОЖНИЦАХ
За право быть рядом с очаровательной женщиной всегда было принято бороться. За право сделать ей прическу - тем более. Оказывается, тайные, невидимые войны ведутся по сей день. Даже среди парикмахеров.
Почему, собственно, "даже"? Среди парикмахеров - в первую очередь, ибо эта профессия - самая распространенная во Франции.
На сегодняшний день в Шестиугольнике существует 50 000 салонов красоты, это почти в полтора раза больше, чем количество табачных киосков. Годовой оборот отрасли - около пяти миллиардов евро. Неслабо, если учесть, что действующие лица, в основном, - малые предприятия, где работают около десяти человек, и частные предприниматели.
Возможно ли главенство в этом броуновском движении? Пожалуй, да. По крайней мере, двое амбициозных французов борются за право первенства: Жак Дессанж и Жан Луи Давид. Конечно, есть и другие гиганты рынка, но соперничество в "высшей лиге" отличается особенной остротой и набором боевых приемов.
Жак Дессанж в представлении не нуждается. История марки началась в 1954 году, когда двадцатидевятилетний провинциальный парикмахер приехал в Париж. У него были хорошее образование, профессиональный опыт и твердое намерение преуспеть. Очень скоро на Елисейских Полях, где Дессанж открыл свой первый салон, стали поговаривать о необычном стиле молодого художника: его клиентки выглядели одновременно и очень ухоженными, и слегка непричесанными, эдакими домашними львицами, только-только вставшими с постели. Притом, они были счастливы и клялись, что, с тех пор, как узнали, на какие чудеса способны волшебные руки Дессанжа, не доверят свою голову никому другому.
Двадцать лет спустя мастер задумался о расширении бизнеса. Но какой путь выбрать? Парикмахерская ведь не завод, тут невозможно нанять тысячу человек, посадить их в одном здании и загрузить работой. Наивно полагать, будто дамы со всех концов страны ринутся к этому зданию, когда совсем радом, на соседней улице, уже есть парикмахерская, пусть не Дессанж, но все же есть... Что делать?
Решение оказалось простым: надо заставить тех самых парикмахеров с соседней улицы работать на Дессанжа, под его маркой. Это называется франшиза.
Впрочем, триумф был недолгим: конкуренты не дремлют. Примерно в это же время вкусностями франшизы заинтересовался Жан Луи Давид - тоже француз и тоже успешный парикмахер. Схватка обещала быть жаркой. Еще бы! Победителю достанется не только Франция - целый мир!
Четверть века соперники, каждый на свой манер, развивали международную сеть, открывали новые салоны, заманивали клиентов, но, в целом, их боевые стратегии мало отличались. И вот, в 2002 году, произошло событие, которое все изменило.
Жан Луи Давид продался американцам. Да не каким-нибудь захудалым, а Regis Corp, мировому лидеру парикмахерской индустрии, весьма уважаемому на Уолл Стрит предприятию с годовым оборотом в два миллиарда долларов.
Новые хозяева радикально сменили тактику. Дессанж мнит себя художником, работающим для элиты? ОК, Давид предложит сервис, доступный студентам и пенсионерам. К Дессанжу надо записываться за две недели? Отлично! - к Давиду никакая запись не требуется. В салонах Дессанжа проводят по нескольку часов? Великолепно! - парикмахеры Давида управятся за пятнадцать минут: чик-чик и готово.
Похоже на битву багета и гамбургера: один неторопливо смакуют, другой проглатывают не жуя.
Надо признать, такой поворот событий не очень расстроил Жака Дессанжа: элита, так элита. Какая женщина не мечтает почувствовать себя королевой?
У Дессанжа королевы - все, кто способен заплатить сто пятьдесят евро за визит. Дороговато, конечно, зато тут вам не только стрижку сделают: окраска, химка, мелирование, лечение, массаж, макияж, маникюр, педикюр... Есть даже сауна и турецкая баня. А еще - косметический бутик.
Количество услуг постоянно растет. Может, зря? Одно время создатели марки думали исключить из перечня доступных удовольствий мытье волос: оно казалось лишним, неуместным, ведь клиентки у Жака Дессанжа исключительно состоятельные, ухоженные. Но исследования убедили в обратном: мытье волос - процедура обязательная. И вовсе не по гигиеническим соображениям.
Оказывается, дамы хотят, чтобы о них заботились. Им важно поговорить с парикмахером, рассказать о своей жизни, попросить совета. Мытье волос - отличный повод для беседы. Так что мастер ножниц и расчески должен подбирать не только шампунь, но и слова: отныне он еще и психотерапевт.
У Жана Луи Давида - никакой психотерапии, шиацу и прочих восточных премудростей. В парикмахерскую люди ходят, чтобы стричься!
У вас в кармане всего двадцать евро? Ладно, обойдемся без мытья и лечения. Простая модельная стрижка будет стоить восемнадцать. Два евро оставьте себе.
Между прочим, некоторым суровая формула "ничего лишнего" вполне подходит. Очень довольны вечно занятые мужчины, которые не любят тратить время и деньги на всякие глупости ("пристало ли нормальному мужику часами просиживать в салонах красоты?"). Восемнадцать евро и пятнадцать минут в месяц - то, что надо. И никто не лезет вам в душу, не выпытывает, с кем вы давеча спали, и как поживает ваша бывшая жена.
Выходит, у Давида есть все шансы победить, по крайней мере, в мужском секторе рынка? Не торопитесь с выводами.
Симпатии клиентов не гарантируют успеха в бизнесе. Есть и другие факторы, например, способность удерживать персонал.
Профессия парикмахера только на первый взгляд кажется легкой: он, вроде бы, не разгружает вагоны с углем. Зато парикмахеру приходится целый день проводить стоя, дышать ядовитыми парами лаков, спреев и красок, тысячи раз повторять мелкие однообразные движения (тот самый "чик-чик"). В итоге - сеточка вен на ногах, адская боль в руках и признаки подступающей астмы. Мало кто остается в этой профессии после сорока лет. А уж если, в связи с кризисом, зарплату задерживают, то тут и молодежь задумывается: стоит ли игра свеч?
Но абсолютный кошмар - это когда целая парикмахерская, в полном составе, решает все бросить, отказаться от престижной марки, которая значится на вывеске, и уйти... Нет, не в грузчики, а на соседнюю улицу. Там вскоре откроется новый салон, и не надо быть пророком, чтобы угадать: клиентура уйдет вместе с персоналом, прежний хозяин останется у разбитого корыта.
Поговаривают, что подобные напасти частенько случаются с франчайзи Жана Луи Давида. А еще судачат, будто Дессанжу такие проблемы вовсе неведомы: в его сеть парикмахерские ломятся табунами. Только он не всех берет.
Тех же, кому выпало счастье сотрудничать с Мэтром, ждет жесткая профессиональная аттестация, регулярные курсы повышения квалификации, оборудование, материалы и спецодежда, протестированные в NASA (чтобы все было, как в космосе, абсолютно стерильно и безопасно), особые требования к охране труда и регулярное общение с психологом.
Пять раз в год салоны, работающие под маркой "Жак Дессанж", посещают проверяющие. Анонимные. "Это хуже, чем инспектора Мишлен, - жалуются парикмахеры. - Мало того, что они исключительно вредные, так еще и хотят попробовать все и сразу: химку, стрижку, окраску, массаж, сауну, шампунь-бар, новые способы лечения...."
Впрочем, может быть, это не владельцы марки испытывают терпение своих подчиненных. Иногда такими приемчиками пользуются конкуренты, дабы разузнать, как идут дела у соперника. Что поделаешь: дуэль есть дуэль.
Так или иначе, но в последнее время стратегии участников поединка вновь стали сближаться. Нынче шикарный Жак Дессанж приглашает малоимущих в свои учебные центры - подстричься за 7 евро, а демократичный Жан Луи Давид делает вечерние прически звездам и охотно делится секретами мастерства, рассказывает о том, как ухаживать за волосами, чтобы всегда смотреться роскошно.
Все смешалось в доме Облонских...
Так кто же выиграет в бесконечной схватке?
Наверное, женщины. Те самые, за сердца которых бьются дуэлянты.
Ну и мужчины, конечно.
Клиенты, одним словом.
Другие материалы выпуска >>>
Архив>>>
Переводчик "ПРОМТ">>>
|