L'esprit
de Paris
ГОНКА
С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ

Американская общественность сразу обратила внимание на мужчину с роскошными галльскими усами, чем-то похожего на медведя. Газеты называли его «the daredevil Frenchman» («француз-сорвиголова»), хотя он вообще-то был швейцарец.
Сын часовщика Луи Шевроле мечтал конструировать машины себе под стать: большие и мощные, быстрые и красивые. Ему это удалось, он стал богатым и знаменитым. Имя Шевроле в двадцатом столетии получили более ста миллионов автомобилей.

А вот история о сыне миллионера и покорителе воздушной стихии Хорхе Чавесе, который в сентябре 1910 года совершил первый в истории человечества перелет через Альпы на аэроплане, потому что хотел сделать в жизни что-нибудь важное и значимое...
Хорхе было двадцать три года. Друзья называли его Гео, а друзей у богатого, молодого, да к тому же еще и успешного спортсмена было немало.
Вырос он в Париже в семье перуанских эмигрантов, бежавших в 1884 году от войны между Перу и Чили. От отца, Мануэля Гаспара, Гео унаследовал черные глаза, а также акции банков в Лиме и Париже; от матери, Марии Розы, — светлые волосы и склонность к меланхолии.
То ли в драке, то ли в автокатастрофе он потерял два верхних резца, что придавало его улыбке что-то мальчишеское и одновременно дьявольское.

В небольшой деревушке Бонфоль, что в кантоне Юра, в северо-западном уголке Швейцарии, недалеко от французской границы, 1 мая 1876 года двадцатитрехлетний часовщик Жозеф Шевроле женился на женщине, которая была старше его на три года, подёнщице Мари-Анн Маон. Она была на восьмом месяце беременности.
Впоследствии Мари-Анн подарит мужу четырех сыновей и четырех дочерей. Супруги будут жить неразлучно до самого конца жизни, почти всегда в глубокой нищете.

В Париже начала века Гео Чавес наслаждался всем, что только могла предложить Прекрасная эпоха. Он видел молодого Пикассо и старых импрессионистов. Он встречался с Эмилем Золя, слышал Сару Бернар и был на премьере «Варваров» Камиля Сен-Санса в Гранд-опера.
Он питался устрицами и шампанским, любил сотни женщин, играл за известный парижский футбольный клуб «Расинг», а сверх того был еще отчаянным автогонщиком и бегуном — и ему было жаль тратить молодость на пустые удовольствия.

Когда Луи Шевроле было восемь лет, часовая промышленность Швейцарии переживала упадок. Отец семейства Жозеф погрузил все свои пожитки в запряженную лошадьми повозку и отправился с женой и народившимися к тому времени пятью детьми через французскую границу в небольшой бургундский городок Бон.
Все последующие годы Жозеф колесил по Бургундии в поисках клиентов, продавал и чинил часы, швейные машинки и сельскохозяйственный инвентарь, и все же денег, чтобы накормить семью досыта, никогда не хватало.
Дети ходили в школу до двенадцати лет. Потом они должны были трудиться. После принятия первого причастия, 4 мая 1890 года, Луи Шевроле стал подыскивать работу, но долго искать не пришлось. Велосипедных и каретных дел мастер, механик Луи Роблен, чья мастерская находилась по соседству, взял паренька подмастерьем.
Юный Шевроле, который с раннего детства был на «ты» с колесиками и шестеренками, хоть и маленькими, с первых дней проявил себя как очень толковый ученик.

«Мне не нравится вести вздорную жизнь парижских снобов, — говорил Гео Чавес одному репортеру. — Я должен что-нибудь совершить».
И вот однажды февральским утром 1910 года, когда он совершал свою ежедневную пробежку в Булонском лесу, прямо над его головой протарахтел биплан.
Гео Чавес застыл на месте, глядя ему вслед, и принял решение.

В конце третьего года обучения Луи Шевроле свел первое знакомство с автомобилем.
Промозглым утром в конце марта 1893 года около единственного отеля в Боне один элегантный и уже немолодой постоялец тщетно пытался сдвинуть с места свой экипаж на бензиновом ходу.
Нелегкое это было дело, ведь ни стартер, ни сцепление еще не были изобретены.
Когда мимо проходил высокий крепкий юноша, незнакомец попросил его помочь.
Сорок лет спустя Луи Шевроле расскажет об этой встрече своему другу и инженеру Корнелиусу ван Рансту: «Я и не понял, как мне повезло, когда незнакомец сказал, чтобы я ему подсобил. Мол, я смогу подтолкнуть побыстрее да посильнее, чем он, и машина завелась одним махом.
И вот теперь неожиданно для себя я оказался в автомобиле и ехал, а мои друзья хлопали в ладоши.
Я был самым счастливым мальчишкой на свете».

Гео Чавес записался в летную школу Анри Фармана в Мурмелон-ле-Гране.
Четырнадцатого февраля он совершил первый полет. Три дня спустя разбил свой первый аэроплан.
А еще через неделю Чавес стал гордым обладателем удостоверения пилота за номером «23».
С этих пор он участвовал в одном авиашоу за другим.

Приезжий рассказал Шевроле все, что сам знал о работе бензинового двигателя. И в это мгновенье Луи понял, что хочет иметь свой собственный автомобиль.
Быть может, Шевроле так никогда и не отправился бы в Америку и до конца своих дней чинил в Бургундии велосипеды, если бы два года спустя в Боне не открылся велоклуб, который в день Национального праздника устроил гонку.
К тому времени (14 июля 1895 года) Луи исполнилось шестнадцать, он был здоровяком — метр восемьдесят два ростом, весом под сто кило.
Мастер Роблен одолжил ему для гонки велосипед парижской фирмы «Даррак». Трасса проходила по гравийной дороге длиной более 6,4 километра. Луи выиграл гонку за десять минут, значит, его средняя скорость была 38,4 км/ч.
Год спустя он стал первым на дистанции 64 километра со средней скоростью 32 км/ч. В 1896, 1897 и 1898 годах Луи одержал шестнадцать побед, шесть раз приходил к финишу вторым, завоевал несметное количество кубков и медалей.
20 мая 1905 года на ипподроме в нью-йоркском Моррис-парке Шевроле участвовал в своей первой автомобильной гонке. Он выиграл состязание и установил новый мировой рекорд скорости – 109,7 км/ч. На своем «фиате» в 90 «лошадок» он одержал победу также во второй, третьей и четвертой гонках.
Шевроле был отчаянным гонщиком, хорошо видел идеальную траекторию, а его сильные, как у медведя, руки справлялись с тяжелым неподатливым автомобилем в самых крутых виражах.

20 марта в Париже Гео Чавес поднялся на высоту в 510 метров, что стало третьим результатом в мире, но при посадке потерпел крушение.
Аэроплан развалился на части, пилот чудом остался невредим.
Через полтора месяца после этого на авиационной неделе в Ницце он чуть было не побил мировой рекорд, бесстрашно направив свой самолет над лазурным Средиземным морем в сторону Корсики, и рухнул в воду через 76 километров — кончилось топливо.

30 июля Шевроле женился на семнадцатилетней француженке Сюзанне Трейву; медовый месяц прошел на Ниагарском водопаде, в лучших американских традициях.
2 октября случилась первая авария: во время тренировочного заезда на кубок Вандербильта близ Лонг-Айленда Луи на своем «фиате» врезался в тумане в телеграфный столб.
Автомобиль превратился в груду металлолома, отчаянный гонщик остался невредим.

В 1906 году Шевроле занял пост главного конструктора у Уолтера Кристи в Филадельфии. Вместе они разработали гоночный автомобиль.
Луи Шевроле любя окрестил свое детище, которое создал по своему образу и подобию, «Big Bear»— «Большой Медведь».
На «Большом Медведе» Луи смог развить неслыханную скорость — 191,5 км/ч, он снова побил мировой рекорд скорости и выиграл несметное количество гонок.

В 1911 году молодой предприниматель Уильям Дюрант и Луи Шевроле основали компанию «Шевроле Мотор Кар». Дюрант вложил деньги, Шевроле дал компании имя и свои знания.
Год спустя в Детройте увидела свет первая модель марки «Шевроле» — «Классик 6». Автомобиль полностью отвечал вкусу Луи Шевроле: шикарный четырехдверный лимузин с кожаными сиденьями, электрическими фарами и шестицилиндровым двигателем объемом 4,9 литра и мощностью 50 лошадиных сил.
Автомобиль стоил 2150 долларов — по тем временам целое состояние.
Успех был оглушительный. Только в первый год было продано 2999 автомобилей.

8 сентября в Исси-ле-Мулино близ Парижа аэроплан Гео Чавеса за тридцать шесть минут наконец-то забрался на неслыханную высоту в 2587 метров.
Мировой рекорд, и это спустя всего полгода после первого занятия в летной школе!
При снижении, которое заняло шесть минут, он дважды облетел Эйфелеву башню.

Луи Шевроле обрел всенародную известность; люди любили его слегка грубоватое, деревенское простодушие и безрассудную, но по-спортивному корректную манеру езды.
В одном из последних интервью на радио Шевроле спросили: «Как вы думаете, это вы прославились благодаря автомобилям или автомобили стали популярны из-за вас?»
Шевроле ответил: «Это скорее была гонка с переменным успехом. Но затеял ее я».
|