Art--Express

СВЯТОЙ МАРТИН — ЧЕЛОВЕК И КАНАЛ

Можно ли сравнить существование детали ландшафта с жизнью человека?

Как написать биографию горы, монумента или канала?

Сложно, но можно.

Начнем с главного.



Фамилия: Сен-Мартен, то бишь канал Святого Мартина.

Один из самых почитаемых во Франции святых родился 1700 лет назад на территории нынешней Венгрии в бедной и весьма далекой от дел небесных семье. Был рекрутирован в армию Римской империи. В качестве завоевателя и укротителя нравов прошел всю Европу. А однажды зимой, в Галлии, в лютый мороз встретил совершенно раздетого человека. Суровое сердце дрогнуло: вояка разорвал пополам свой теплый плащ и отдал кусок ткани бродяге. А это был сам Христос...

С тех пор жизнь грубого мужлана переменилась: он стал проповедником. Его власти, как и прежде, покорялись все новые и новые территории, однако это была уже не власть оружия, а сила слова Божия.

Именем Святого Мартина названо множество объектов на карте: населенные пункты, школы, храмы, вот и канал тоже...

Каналу, кстати, такая фамилия очень подходит: она символизирует мощь, неудержимое движение вперед, но вместе с тем и щедрость.


Года рождения: 1825 — именно тогда канал Сен-Мартен был торжественно открыт.

Причем, повод для ликования был вполне реальным: сооружение решало массу проблем, важнейшей из которых являлась нехватка питьевой воды.

Сена к началу девятнадцатого века уже утратила свою первозданную чистоту. Но даже эта мутноватая жидкость не могла утолить жажду жителей отдаленных районов. Город ширился, население умножалось маленькие речушки, колодцы и акведуки не справлялись с нагрузкой. Такое положение вещей грозило нескончаемыми эпидемиями кишечных заболеваний.

Вот тогда-то и появилась блестящая идея: возродить к жизни проект XVI века по соединению притока реки Марны с Сеной сетью каналов.

Каналы дали толчок развитию промышленности, торговли, транспорта, но — и это самое главное — вдоль судоходных артерий появилось множество фонтанов с очищенной водой, пригодной для питья!

Между прочим, качество воды по сию пору остается гордостью городских властей: да-да, из парижских фонтанов можно пить! Более того, они создавались как раз для этого, а вовсе не с целью украшения и демонстрации роскоши, как думают некоторые наивные туристы.


Впрочем, красота нашему подопечному совсем не чужда: в конце девятнадцатого века часть канала спрятали в тоннель, поверху которого прошел бульвар. Такая вот миловидная и загадочная юность после бурного детства.

Подземная магистраль осталась судоходной. Но как путешествовать в кромешной тьме? Корабли ведь могут столкнуться или наткнуться на стену!

Не будем забывать, что электричество только-только начинало входить в обиход, применить его в тоннеле, заполненном водой, не представлялось возможным ни по техническим соображениям, ни с точки зрения финансов.

Решение оказалось гениальным: вентиляционные колодцы! Круглые отверстия стали и источниками бесплатного света, и воздуховодами. Благодаря им, атмосфера в тоннеле хоть и влажная, но все-таки пригодная для дыхания, по крайней мере в течение времени, пока корабль идет по подземному коридору. А световые блики создают ощущение, что это не просто коридор — галерея сказочного дворца с величественными колоннами и невидимыми залами.

Обратите внимание на качество работы: систему освещения не пришлось переделывать или адаптировать к новым технологиям — она бесперебойно функционирует в первозданном виде в течение полутора столетий.


Ну вот, теперь самое время поговорить о любви, отношениях, связях — а их у канала Сен-Мартен немало.

Судоходная артерия, едва появившись на свет, была сразу же оценена коммерсантами всех мастей. И уж какие здесь заключались альянсы, что за страсти кипели, какие были битвы между соперниками...

Канал — это ж новейший вид пассажирского транспорта, куда более современный, чем конная тяга (автобусов, напомним, еще и в помине не было).

А если перевозить по воде грузы, можно обогатиться на торговле зерном или стройматериалами.

В выгоде, кстати, не только перевозчики: построй на берегу склад — и ты магнат!

А еще, из привезенного зерна можно молоть муку и печь булочки — кондитеры тоже в доле!

Не забудем и про строителей, мебельщиков, портных, обувщиков, портовых рабочих, грузчиков, бухгалтеров, директоров, биржевых маклеров... — всех, кто оказался связан узами дружбы, любви и денег с каналом Святого Мартина.

Тихая городская окраина стремительно превращалась в центр промышленности и торговли. Пасторальные сельские пейзажи сменялись футуристическими конструкциями заводских корпусов.


Канал стал символом движения в будущее — неудержимого и страстного. За это его и любили.

Однако измены тоже случались — как же в Париже и без измен?

К середине двадцатого века интерес горожан к каналу как виду транспорта заметно поугас: метро, автобусы, трамваи, поезда и самолеты соблазняли ветреных французов своими прелестями.

Водоснабжение уже было налажено как следует — необходимость в фонтанах как источниках питьевой воды отпала. На этом фоне появился проект, согласно которому канал следовало засыпать и на его месте построить скоростную автотрассу.

Воистину, от любви до ненависти — один шаг.

Впрочем, проект реконструкции вскоре был забыт. А что же наш покинутый страдалец? Он обрел новое счастье!


Ныне канал Сен-Мартен обласкан туристами.

Прогулка на кораблике через таинственную подземную галерею — одно из любимейших развлечений для гостей Парижа.

А до чего же сладостны объятия на каком-нибудь из пересекающих канал ажурных мостов! Отпускные фотографии целующихся на мосту парочек стали такой же классикой как снимки на фоне Эйфелевой башни.

И кстати, набережные канала давно уже не считаются рабочими районами — теперь здесь располагаются исключительно дорогие бутики и офисы преуспевающих компаний. А стоимость жилья — почти как в престижном XVI округе.


Помирился ли канал с парижанами? Ну конечно! Многие жители города уверены: Сен-Мартен — замечательный маршрут для воскресного променада и отличное место для дружеского пикника.

Более того, если после очередной шумной вечеринки набережные оказываются завалены мусором, энтузиасты-экологи объединяются в группы для уборки территории. Значит, можно с уверенностью сказать: нынешняя привязанность канала к горожанам не только взаимна, но и ответственна.

А еще, поблизости от канала периодически вырастают палаточные лагеря беженцев.

Что ж, тем, кто совершенно раздет зимой, кто не изображает страдание, а действительно нуждается в помощи, Святой Мартин непременно поможет — он ведь щедрый...








Express de Paris  

Проект студии "Darling Illusions"
© 2003 - 2015