Art--Express
Нотр-Дам:
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА
Эта история — очень женская: очень нелогичная и крайне логичная одновременно.
Как и судьба самой Пресвятой Девы.
«Я — раба Твоя. Да будет мне по слову Твоему!»
Кроткий ответ Ангелу, явившемуся то ли наяву, то ли во сне, и сообщившему невероятное: ребенок может родиться без физического контакта между мужчиной и женщиной.
Даже Захария, священник, в подобной ситуации усомнился, не поверил в Благую Весть.
А Мария безропотно вручила свою душу и тело Господу…
Нелогично…
Но правильно…
А вот еще один вопрос, лишенный всякой логики: есть ли у колокола душа?
Нормальные люди скажут: «Что за чушь?!
Откуда душе взяться у многотонной бронзовой штуковины?
Это же просто кусок металла!»
Ну да, ну да…
Если так рассуждать, то кроме бронзы ничего и не разглядишь...
Однако ж в церкви к колоколу принято относиться как к человеку: здесь всерьез рассуждают о его характере и короне, плечах, брюхе и языке.
И даже имя у голосистого певца есть — его колокол получает от крестного отца и крестной матери.
Освящение музыкального инструмента происходит аналогично крещению: на бронзового исполина надевают белые одежды, окропляют святой водой и читают молитвы.
Скептикам сей факт покажется довольно забавным.
Только что это меняет?
Это меняет все!
Вот гигант Эммануэль: год рождения — 1685, рост — 261 см., вес — 13 371 кг., любимая нота — фа-диез второй октавы.
Великолепная громадина с бархатным голосом.
Гордость, одним словом,
И опасность…
Об этом мало кто задумывается, но церковные колокола крепятся к деревянным балкам.
Какой же прочности должно быть дерево, чтобы выдержать тринадцать с лишним тонн?
А если пожар?…
Именно так и случилось в 2019 году.
Языки пламени над собором и густые дымные облака — эти телевизионные кадры облетели весь мир.
Вблизи картинка была еще страшнее: прохожие останавливались в недоумении.
Кто-то плакал.
Многие молились.
А самые хладнокровные говорили: «Смотрите-ка, пламя перекинулось на звонницу!
Если Эммануэль рухнет, он своим весом раздавит перекрытия.
Завтра собора не будет: не останется ни южной башни, ни парадного западного фасада».
В эти минуты казалось, что адский костер вот-вот поглотит весь мир, что все рассыплется, обратится в прах…
Однако ж Эммануэль выстоял.
Как будто не тоненькая деревянная балка его хранила, а он, подобно атланту, удерживал на своих плечах небо, готовое упасть на землю в любой момент.
Вот и скажите теперь, что у колокола нет души…
Еще один герой пожара — петушок, венчавший шпиль церкви
Шпиль был деревянный — он, конечно, сгорел.
Но петушок лишь слегка ушибся при падении, а не рассыпался вдребезги, чего ожидали пугливые зеваки.
И его упрямство тоже можно понять.
В брюхе у птички находился сейф с главными церковными реликвиями, в числе которых — фрагмент тернового венца Иисуса Христа.
А пожар, кстати, случился на Страстной неделе.
Будь птичка обыкновенной неодушевленной игрушкой, она бы даже не стала сопротивляться обстоятельствам.
Но петух на шпиле церкви — совсем иное дело!
Это символ, да еще какой!
Символ страны, символ веры, символ вечной жизни.
Очень часто в виде петуха изображают птицу Феникс, погибающую в огне, а потом возрождающуюся из пепла.
И самого Христа, противостоящего злым и жестоким ветрам, готового пожертвовать собой ради спасения мира.
Сына Божия, воскресающего после смерти.
Так стоит ли удивляться, что обыденные, ничего не значащие предметы обретают новое предназначение, смысл, судьбу?
Потому что место — святое.
На острове Сите с незапамятных времен находились церкви: еще до возникновения христианства, люди обращали здесь свои молитвы к Господу, прося его о помощи и защите.
После того, как мир узнал Спасителя, несколько христианских храмов сменяли друг друга.
А в шестом веке Нашей эры на месте нынешнего собора была выстроена церковь, посвященная Богоматери.
Шестьсот лет спустя, в двенадцатом веке, она все еще существовала, однако находилась в весьма плачевном состоянии.
Тогда-то и было принято решение возвести новый собор — большой, красивый, современный.
Необходимость в этом была очевидна: население Парижа стремительно росло — это был самый большой город Европы.
50 000 человек — гигантская цифра.
Старые церкви попросту не вмещали всех прихожан.
Надо было решиться…
И как ребенок берет все самое лучшее от матери, так и новый собор унаследовал от старой церкви наиболее прочные камни.
Такова была традиция эпохи — не сносить подчистую, а радикально переделывать, используя то, что пригодно для работы.
Зато уж декор создавался совсем новый, ультрамодный — готический.
Это помогло привлечь в церковь молодых людей.
Строительство главного собора заняло семьдесят пять лет, еще век ушел на возведение башен с колокольнями.
И в течение всего этого времени в стране царил безмятежный мир — словно сама Матерь Божья успокаивала спорщиков и забияк.
При этом королевство стремительно расширялось, принимая в свой состав все новые и новые земли.
Без кровопролитий — только с помощью влияния и хорошего примера.
Росло богатство казны, что позволяло щедро финансировать строительство.
И даже состоятельные люди, приближенные короля, считали своим долгом внести лепту в возведение храма Богородицы — они продавали дома и поместья, а деньги жертвовали церкви.
Впрочем, это не так уж удивительно: храм выполнял важные социальные функции.
Хоть и принято считать, что религия всегда была далека от науки, Собор Парижской Богоматери долгое время служил аудиторией, в которой преподаватели обучали студентов латыни — главному международному языку средневековья.
Если было тепло, в роли лекторской кафедры выступало окно — тогда ученики располагались в саду, на травке.
Ну а в ветреную, промозглую погоду, или когда шел снег, держать детей на улице было бы не по-матерински.
Тут выручала превосходная акустика храмовых интерьеров.
В этих гостеприимных стенах о здоровье любознательных ребятишек можно было не беспокоиться.
У Людовика XIV с Собором были особые отношения — он, можно сказать, благодаря ему появился на свет.
Родители Короля-Солнца в течение двадцати трех лет брака были бездетными, но молитва Пресвятой Деве все изменила.
Обрадованный новостью о будущем наследнике отец завещал чаду отремонтировать храм и сделать его еще краше прежнего.
Сын родительский наказ выполнил: все внутреннее убранство церкви было обновлено.
Награда за старания — мир, процветание, благоденствие в стране и титул самого лучезарного монарха Истории.
А вот будущие правители — революционеры — Богородицу не очень-то уважали.
Они захватили храм, разграбили его, отрубили головы каменным скульптурам, изображавшим иудейских царей, и объявили, что отныне в здании будет находиться некая церковь разума.
Только где он, разум-то?
У вандалов его, похоже, совсем не было…
Опустевший, заброшенный дом был на некоторое время превращен в винный склад, а потом и вовсе оказался бесхозным.
Ничего, материнское сердце все стерпит.
И все приведет в порядок.
Безбожники потеряли к собору интерес и вернули полуразвалившееся здание церкви.
И вот уже храм спешно моют и чистят.
Белят стены, стелят ковры.
Ставят кресла с роскошной обивкой, чтобы сделать интерьер похожим на дворцовый.
Что же происходит?
Очень скоро здесь должна состояться коронация Наполеона Бонапарта.
Почему для столь торжественного события была выбрана опустошенная варварами обитель Пресвятой Девы?
Загадка…
Однако результат очевиден: Господь помогает тем, кто помогает Ему.
Коронованный в Соборе Парижской Богоматери Наполеон триумфально шествует по Европе — его везде встречают с восторгом.
Позже, когда он начнет отступать от Христовых заповедей и проявлять ненужную жестокость, победы сменятся болезненными поражениями.
Но даже наказанного за прегрешения и отстраненного от власти Бонапарта Господь станет хранить, защищая от неимоверного количества опасностей.
У человека, давшего новую жизнь храму Богородицы, будет яркая, красивая, полная приключений, открытий и невероятных встреч судьба.
Точно так же произойдет с Виктором Гюго — великим писателем и большим авантюристом.
После отречения от власти Наполеона Нотр-Дам опять оказался на грани разрушения.
Чиновники мэрии Парижа всерьез рассматривали проект сноса «нежелательного объекта».
Альтернативой могла быть лишь срочная реставрация, только где взять деньги?
На удивление эффективным решением проблемы стал роман популярного писателя.
Храм здесь показан не как здание, а как одно из действующих лиц, со своей собственной судьбой, душой и неповторимым характером
Идея так вдохновила читателей, что сразу после выхода романа начался сбор пожертвований, благодаря которому Нотр-Дам был обновлен.
Были добавлены статуи, возведен новый шпиль, частично заменены витражи, архитектура стала более актуальной, близкой и понятной для простых людей.
А автор романа в награду за свой труд получил долгую, счастливую жизнь и немеркнущую в веках славу.
Не стоит думать, однако, что Богородица благоволит исключительно великим: прикоснуться к Ней может каждый.
Пример тому — колокольные звоны.
Конечно, сейчас мелодии колоколов программируются заранее и исполняются в точно назначенное время: достаточно нажать несколько кнопок на специальной консоли.
Но еще сравнительно недавно раскачивать колокол приходилось бригаде мужчин с очень сильными руками.
Количество звонарей могло доходить до сорока.
Как правило, они не были профессиональными музыкантами.
Тогда кем же?
Нищими, безработными.
Те, кто ожидал на паперти подаяния от богатых прихожан, радовались любой возможности проявить свои таланты, пусть даже за очень скромное вознаграждение.
Выходит, колокола главного собора страны пели голосами самых униженных.
Их и поныне называют клошарами.
Клошар означает «звонарь».
Так есть ли у статуй, колоколов и прочих вещей душа?
Рассуждайте, как хотите.
Только Господь уже все решил…
Буквально за несколько дней до пожара с собора Нотр-Дам были сняты фигуры апостолов: их собирались увезти на реставрацию.
Остались лишь химеры — но тем к адскому огню не привыкать…
Пять из пятидесяти двух скульптур получили серьезные ожоги и покрылись трещинами — реставраторам пришлось сделать копии.
И вот уже веселая компания, прошедшая процедуру реинкарнации, готова занять лучшие смотровые точки на крыше здания, чтобы с ехидной улыбкой наблюдать за жизнью города.
Вернулись и отреставрированные апостолы.
Помолодевший петушок взлетает на новый шпиль.
Колокола радуются прочным балкам и репетируют свежие мелодии.
Они возродились из пепла.
Это так нелогично…
Но так правильно…
|